Парадигма развития

Газета «Транспорт России», №1 – 2016 г.
Один из модераторов форума «Транспортное образование: исторические ценности, состояние, парадигма развития» – научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исаак Фрумин в начале мероприятия определил проблемы высшей отраслевой школы следующим образом: как должны соотноситься отраслевая и академическая наука, должно ли отраслевое образование работать на текущие потребности или действовать на опережение, предвидя то, какие специальности будут востребованы в перспективе? Кроме того, в профессиональном сообществе обсуждается вопрос: за какими вузами будущее – федеральными или отраслевыми? А может быть, взять за образец китайскую систему, в которой акцент сделан на региональные институты.

До сих пор не утихают споры вокруг системы бакалавриата – не столько вокруг самой системы «4 + 2» (2 – это двухгодичное обучение в магистратуре), сколько по поводу качества подготовки свежеиспеченных специалистов. На то, что такая проблема существует, указывает тот факт, что в ряде крупных компаний (в том числе и транспортных) проводят доподготовку молодых специалистов. В принципе любая компания хотела бы «заточить» специалиста под свои требования, но хроническая необходимость получения именно профессиональных дополнительных знаний как тенденция настораживает. А как относятся к высказываемым предложениям по выводу непрофильных специальностей (в первую очередь экономических) в технических вузах? В общем, вопросов много, и часть из них относится не только к транспортному образованию.

Но прежде чем обсуждать проблемы транспортного образования, следует понять, в каком правовом поле работает высшая школа. Начиная с 2016 года начнет действовать новая ФЦП «Развитие образования на 2016–2020 годы», которая

 предусматривает переход с программно–целевого на проектно–целевой подход. Прогнозируемый общий объем финансирования программы превысит 112 млрд руб.

Новая ФЦП направлена на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития России. Ее задачи – создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании; развитие механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования.

В программу войдут комплексные проекты по созданию и внедрению новой структуры (модели) вузов, модернизации технологий заочного образования, переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками, реализации стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, совершенствованию системы оценки качества профессионального образования, привлечению работодателей к участию в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций.

ФЦП предусматривает субсидии регионам из федерального бюджета на «повышение качества и конкурентоспособности российского образования, трансляцию и внедрение новых моделей и механизмов обеспечения доступности образовательной среды, распространение структурных, содержательных и технологических инноваций».

В результате должна быть создана сеть вузов, включая многопрофильные университеты, ориентирующиеся на ключевые отрасли региональных экономик (60 университетов), внедрены новые федеральные образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования, приняты меры по стимулированию частных инвесторов. Также предполагается, что будут построены объекты социальной, учебно–лабораторной, физкультурно–спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры; восполнен, наконец, дефицит мест в общежитиях для иногородних студентов; подготовлены не менее 2000 специалистов по оценке качества общего образования и оценочным материалам с тем, чтобы применять российские инструменты оценки качества образования, конкурентоспособные на международном рынке. На последнее следует обратить особое внимание, так как внешняя оценка наших вузов вызывает большие сомнения.

Наиболее продвинутым в транспортном образовательном комплексе по признанию профессионального сообщества является МИИТ – высшее учебное заведение, исторически связанное с МПС, ОАО «РЖД».

Вот почему первый вице–президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин называет «Белую книгу «ОАО «РЖД» основой для актуализации образовательных программ для транспортных вузов.

Основные направления научно–технической политики компании, впервые сформулированные в виде такого системного документа, считает он, следует рассматривать как основу инновационной деятельности компании на перспективу (в настоящее время есть необходимость в новой редакции этого документа. – И.П.).

Сформулированы восемь направлений. Это система управления перевозочным процессом и транспортная логистика, инфраструктура, подвижной состав, система управления и обеспечения безопасности движения поездов, повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств, высокоскоростное движение, корпоративная система управления качеством, повышение экономической эффективности основной деятельности. Направления образовательной деятельности должны соответствовать направлениям инновационной политики компании. Таким образом, на практике реализуется тезис о необходимости опережения образовательного контента, то есть профессиональная подготовка должна идти впереди практики, сложившейся на данный момент.

Что касается фактора китайского присутствия, то он, как говорится, имеет место быть. Так, в рамках совместного проекта Международной корпорации «Евразия», президент которой Фэн Яоу выступил на образовательном форуме, налажены связи между университетами путей сообщения России и профильными вузами Китая. Установлены связи между МИИТом и пекинским, даляньским, нанкинским, шицзяцжуанским и лючжоуским институтами. Совместные бакалаврские программы разработаны по таким направлениям, как логистика, эксплуатация и электрификация железных дорог, машиностроение, электрическая тяга, управление и экономика перевозочного процесса, информационные технологии. По каждому вузу планируется обучение определенного количества студентов, стипендиальный фонд, а также программы обучения китайскому языку. Симметричная программа принята и для обучения в российских вузах.

В расширенной программе предусматривается создание на базе МИИТа Института Конфуция (направление – технические науки), а также Китайско–Российского исследовательского центра высокоскоростного железнодорожного сообщения между Пекинским транспортным университетом и университетами путей сообщения Москвы и Петербурга.

Санкции, действующие в отношении России со стороны США и стран ЕС, к счастью, не сказываются на партнерских отношениях между ведущими западными компаниями и транспортными институтами. Так, компания «Сименс» заключила долгосрочное соглашение о сотрудничестве с МИИТом. Об этом рассказали Дитрих Мёллер, президент «Сименс» в России, и Борис Лёвин, ректор МИИТа.

Соглашением предусматривается сотрудничество в сфере разработок новейших технологий, предназначенных для железнодорожного транспорта. Партнерами будут проводиться совместные исследования сразу по нескольким важнейшим направлениям, в том числе по системам автоматики и электроснабжения, телемеханики железных дорог.

Помимо этого стороны планируют сотрудничать в области улучшений подвижных составов для тяжеловесного и скоростного движения, а также для внедрения в транспортное машиностроение энергосберегающих технологий. МИИТ и «Сименс» договорились также и о сотрудничестве по повышению квалификации и подготовке профильных специалистов. Действующие учебные программы МИИТа пройдут адаптацию согласно требуемому уровню компетенций сотрудников «Сименс». Концерном будет осуществляться подготовка соответствующих специалистов на основе собственных предприятий и Siemens Technik Academy.

Отметим, что в течение образовательного форума проходило интерактивное голосование. Вопросы касались будущего транспортного образования – поддержки транспортной науки, укрепления вертикали образования от среднепрофессионального до высшего корпоративного, тем более что такой институт уже создан в ОАО «РЖД». Аудитория форума, а это в основном бывшие и будущие выпускники транспортных вузов, в большинстве своем (более 80%) высказалась за самостоятельное существование высшей транспортной школы и ее дальнейшее развитие в рамках национальной системы образования.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»