Математическая точность

Газета "Гудок", 28.03.2013
Необходимо скорректировать программу подготовки бакалавров в отраслевых вузах

Новые образовательные стандарты в России предусматривают организацию профессиональной подготовки, которая должна обеспечивать формирование компетенций, востребованных рынком труда.

Необходимо научить будущих специалистов современным методам вычисления

Причём теперь образовательные программы должны учитывать требования бизнеса, обеспечивая потребности рынка труда молодыми специалистами, имеющими фундаментальную математическую подготовку.

С 2011 года в Петербургском государственном университете путей сообщения началась подготовка по ряду направлений бакалавров, которые будут эксплуатировать интеллектуальные железнодорожные системы. При этом важно определить программу их математической подготовки.

Считаем, что нужно правильно определять разделы, которые будут впоследствии использовать выпускники вузов при формулировке, анализе и решении прикладных экономических, инженерных и эксплуатационных задач. Поэтому отбирать разделы математики для определённого курса необходимо только после того, как будут сформированы учебные программы специальных инженерных дисциплин для подготовки бакалавров по конкретным направлениям.

Важно обеспечить более тесную связь между математическими и специальными кафедрами отраслевых вузов, чтобы согласовывать последовательность изучения математических дисциплин в интересах подготовки по специальным предметам.

Например, по направлению «Экономика» нужно усилить преподавание экономико-математических дисциплин как по их перечню, так и по объёму. Среди них следует отметить прежде всего такие, как экономико-математические модели и методы, эконометрика, теория игр и методы оптимальных решений.

Понятно, что все программы обучения должны предусматривать проведение любых видов занятий с применением компьютерных технологий. Ведь специалисты в любой транспортной профессии должны владеть самыми современными методами вычислений.

К сожалению, сегодня указанные правила зачастую не выполняются. Содержание дисциплин математическим кафедрам диктует в основном государственный стандарт образования и в меньшей степени – выпускающие специалистов отрасли кафедры. По этой причине преподавателям трудно подбирать учебный материал именно с учётом направления подготовки бакалавров.

При разработке программ обучения специалистов для транспортной отрасли может пригодиться накопленный в нашем вузе опыт.

Математические и экономические кафедры ПГУПСа разработали учебно-методические комплексы, одобренные в прошлом году Государственной комиссией по аккредитации вуза. Их отличительной особенностью является направленность на реформирование обучения в рамках Болонского процесса.

Кроме того, в целях создания надёжной основы для перехода преподавателей на новую форму педагогической деятельности в университете выполнены научно-исследовательские работы и подготовлены соответствующие методики обучения бакалавров. Благодаря этому в ПГУПСе усилилась математическая подготовка студентов по различным специальностям, востребованным на железнодорожном транспорте.

Пётр Герасименко; Валентин Ходаковский, профессора кафедры