Инженер, учитель, легенда

Газета «Дальневосточная магистраль», №10 – 18 марта 2016 г.
80 лет исполняется наставнику целой плеяды руководителей Дальневосточной железной дороги
Если когда-нибудь будет создана стела с именами самых талантливых инженеров Дальневосточной железной дороги, имя Виталия Сухинина должно быть выбито золотыми буквами. Для магистрали он сделал очень много. Всех заслуг его не перечислишь. В юбилей достойные ученики и приемники вспомнили своего наставника.

– Я благодарен этому человеку как учителю за практическую помощь, которую он всегда оказывал, – говорит бывший главный инженер Дальневосточной железной дороги Владимир Крапивный. – За время работы в должности заместителя начальника Дальневосточной железной дороги по строительству ему удалось увеличить программу капитального ремонта пути в пять раз: со 125 км до 600 км. И обеспечить её выполнение. Он создал четыре путевые машинные станции, усилил современными машинами две ПМС на Сахалине. И всё это менее чем за пять лет. Для меня он всегда будет примером дипломатичного, интеллигентного, интеллектуального инженера путей сообщения.

Виталий Сухинин навсегда останется в истории магистрали благодаря своим мегапроектам. Его стараниями в 1988 году удалось доказать, что железнодорожный мост через Амур вот-вот станет бутылочным горлышком на Дальневосточной железной дороге. Инженерному чуду нужна была модернизация. И провести её мог инженер не менее талантливый, чем те, что строили этот переход. Объём грузов на Дальневосточную дорогу не прекращает расти, но благодаря стараниям и таланту Виталия Александровича, мост их не сдерживает. Как и все объекты, к которым приложил руку Сухинин, он востребован и работает в полную силу. Хотя когда только начались обоснования необходимости его модернизации, мало кто верил в успех этого проекта. У Виталия Александровича уже был опыт, он работал на строительстве мостового перехода через Амур в районе Комсомольска-на-Амуре. Благодаря этим знаниям, в успехе он был уверен.

Догадывались ли в 1960 году в 15-й дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги, что принимают на работу талантливейшего инженера путей сообщения. Тогда он был мастером по земельному полотну. Через год уехал в Хабаровск, устроился в трест «Хабаровскстрой». Проработал здесь несколько месяцев и перешёл в дистанцию пути станции Хабаровск-1 (ныне Пятая Хабаровская дистанция пути). Там и начал потихоньку менять историю Дальневосточной железной дороги.

Талант помогал, и карьера его развивалась стремительно. В 1969 году он возглавил дистанцию, а в 1973-м перешёл в службу пути. Пройдёт ещё несколько лет, и он возглавит её. Это будет золотое время для талантливых молодых инженеров. Засидеться на одном месте и заскучать от рутины молодёжи он не давал. Доверял не самые простые задачи, но и спрашивал за своё доверие. 

Переустройство магистрали на Сахалине, организация переправы Ванино – Холмск, электрификация – подобных мегапроектов на его счету много. Есть и малые дела, их значимость могут оценить те, кто работает в путевом комплексе сегодня.

– В то время из-за снегопадов движение поездов останавливалось. Виталий Александрович плотно занялся вопросами организации снегоборьбы. Спрос был жесточайший. Именно он внедрил у нас систему трёх очередей, безвызывную, – вспоминает ветеран Анатолий Бокарев. – Сегодня эта система работает без сбоев. Каждое предприятие знает свои стрелки. О перебоях в движении из-за снегопада магистраль забыла.

Виталий Сухинин застал и кризис промышленного производства со спадом объёмов и их рост. Он рачительно распорядился передышкой магистрали и развернул строительные путевые работы. Благодаря этому Дальневосточная принимает сегодня грузы со всей России. Вот только там, где много работы, нужны люди, поэтому этого выдающегося инженера заботила не только магистраль. Благодаря его стараниям в год строилось до 100 тыс. кв. м жилья для железнодорожников.

– Он первым начал строить на линии путейские городки. Люди с радостью устраивались на работу, заселялись в новые квартиры. Условия были отличные: мы с каждой хозяйкой могли решить, побольше ей кухню или поменьше, – вспоминает бывший начальник Дальневосточной дирекции по ремонту пути Евгений Редванский. – Виталий Александрович очень многое сделал для путевого комплекса Дальневосточной железной дороги, но для меня он всегда был как отец. По его совету я поступил в ДВГУПС, благодаря его наказу не уволился. В юбилей у меня для него одно пожелание – прожить до 100 лет.

Сегодня Виталий Сухинин оставил Дальневосточную и перебрался к Черному морю на заслуженный отдых. Однако это не значит, что он забыл магистраль, а коллеги забыли его. Его ученики сегодня возглавляют дирекции, территориальные управления магистрали. Они своего учителя не забывают, звонят, приезжают в гости с подарками и в юбилей желают здоровья и всего самого лучшего. Память о его трудах и таланте никогда не сотрётся, ведь дело продолжает жить.

Екатерина Крюкова