Ставка на безопасность

Газета «Гудок», №21 – 9 февраля 2016 г.
Участники встречи обсудили, как снизить отказы технических средств
Во Владивостокском регионе Дальневосточной железной дороги состоялся круглый стол, посвящённый теме безопасности. Обсуждение происходило одновременно на пяти дискуссионных площадках при участии модераторов. Как минимизировать риски, снижающие результативность работы? Что мешает содержать локомотивы в исправном состоянии? В чём заключаются основные причины роста внеплановых ремонтов? Какие трудности возникают при подборе персонала? Участники пытались не только дать ответы на эти и другие вопросы, но и найти возможные пути их решения.

Андрей Гамков, заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов по Владивостокскому территориальному управлению: 

– Встреча получилась очень насыщенной. Хотя формат круглых столов не нов, мы у себя в регионе опробовали его впервые, пригласив не только руководителей высшего звена, но и заместителей, дежурных по станциям, машинистов-инструкторов, электромехаников, кадровиков и т. д. Нам важно было услышать мнение представителей всех хозяйств. Потому что от их максимальной вовлечённости в дискуссию, активности и заинтересованности зависела выработка дальнейших решений. И только в таком формате можно получить обратную связь. Но одно дело – проговорить ситуацию, выплеснуть то, что накипело, и совсем другое – взяв ответственность за неё, сделать конкретные шаги. Вот этого мы и добивались от участников встречи, удерживая в русле задач, которые надо поставить перед собой и коллективом, чтобы, рассчитывая на собственный ресурс, стабилизировать ситуацию.

Роман Рыжов, начальник станции Уссурийск:

– Мы постарались систематизировать проблемы, влияющие на безопасность движения поездов. Первое место среди них занимает дополнительная нагрузка, которая тяжёлым бременем ложится на движенцев. Сегодня дежурный по станции, кроме своих основных обязанностей по пропуску вагонопотока и командованию манёврами, работы с документами, занимающей львиную долю времени, выполняет много дополнительных функций, которые можно и нужно делегировать смежникам. Ведь совмещение дел неминуемо приводит к ошибкам. Поэтому чрезмерную нагрузку, распыление необходимо снижать. 

Следующий вопрос знаком всем подразделениям служб и предприятиям – это низкий уровень практических знаний у работников. Чтобы сделать технические занятия продуктивными, мы планируем в роли преподавателей задействовать всех работников станции. Ещё одно предложение, влияющее на взаимоотношения со смежниками, – проводить не только совместные еженедельные совещания, но и техзанятия. Например, для локомотивных бригад об изменениях в ТРА (технико-распорядительный акт) станции. Ведь именно эта причина лидирует в списке последних нарушений по проездам на запрещающий сигнал.

Игорь Тимофеенко, начальник эксплуатационного локомотивного депо Смоляниново:

– В этом вопросе мы солидарны с движенцами. Это наше уязвимое место. За год может приходить более 500 изменений по ТРА станций. Это огромный объём информации. И чтобы его систематизировать, необходимо назначить определённые дни, в которые будут регулярно проводиться занятия с локомотивными бригадами. И здесь помощь коллег была бы неоценима. Со своей стороны, мы планируем разработать перечень вопросов, позволяющих проверять закрепление знаний у локомотивных бригад. Плюс на каждый маршрут необходимо выдавать наглядную схему станций, каждая из которых имеет массу важных нюансов. 

Сергей Андрюхин, начальник эксплуатационного локомотивного депо Ружино:

– Очень актуален вопрос, связанный с повышением ответственности у локомотивных бригад. Сегодня складывается такая тенденция: увеличивается перечень нарушений, за которые бригады несут ответственность в денежном эквиваленте. Но, как показала практика, наказание рублём работает неэффективно. У людей вырабатывается своеобразная привычка к этому. Дескать, зачем стараться, если всё равно накажут. К тому же система поощрений плохо проработана: нет доплат, а значит, нет стимула. Особенно у молодых. Мне кажется, исправить ситуацию может только повышенное внимание к локомотивным бригадам. А для этого надо поднимать профессиональный уровень работников. 

Дмитрий Шпилевой, заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Уссурийск:

– Сегодня есть проблемы по низкому качеству ремонта ТО-2. Например, локомотив в оборотное депо Гвоздево заходит на ТО-2 по 2-3 раза. А из-за того, что там не хватает специалистов, качество оставляет желать лучшего. В итоге растёт число внеплановых ремонтов. Очень многие проблемы упираются в кадровый дефицит специалистов, особенно на отдалённых линиях – Хасанское направление, Гродековское, Партизанское. Квалифицированный слесарь-ремонтник сегодня на вес золота. Из-за того, что зарплата у эксплуатационников на порядок выше, молодёжь не задерживается у нас. И эту ситуацию необходимо кардинально менять, используя нужные мотивационные инструменты. 

Пётр Петрук, начальник Спасск-Дальненской дистанции пути:

– Очень тяжело идёт адаптация молодых специалистов. Они приходят после получения профильного образования абсолютно неготовыми к работе. Приходится очень много времени тратить на их вхождение в профессию, буквально за ручку водя по перегонам. Поэтому мы планируем возродить систему наставничества. Хотелось бы поднять и проблему, с которой знакомы не понаслышке все подразделения: поставки материалов, оборудования, средств малой механизации. Работать нечем. Мастерам приходится за свой счёт покупать свёрла, диски – путь-то надо восстанавливать. А времени на ожидание нет. Материально-техническое обеспечение выполняется максимум на 30 %. Кроме того, необходимо учесть, что заявки делаются в августе – девальвация рубля через год уменьшает и эти жалкие объёмы. 

Максим Екименко, заместитель начальника Владивостокского регионального центра связи по управлению персоналом и социальным вопросам:

– Все проблемы упираются в кадровый блок. К сожалению, из-за отсутствия выбора на дорогу попадает много случайных людей. Как вариант – необходимо начинать профилирующую работу со школьниками ещё на этапе 8-9 классов. Для этого мы планируем создать график выездных уроков, которые проводили бы железнодорожники. А для того чтобы производственная практика у студентов ДВГУПСа проходила более результативно, мы на своём предприятии в прошлом году ввели в штатное расписание 6 оплачиваемых должностей для ребят. В итоге все выпускники к нам вернулись. Этот успешный опыт можно внедрить и на других предприятиях региона. 

Нынешний круглый стол показал, что очень сложно оперативно перестроиться и начать действовать. Мыслить глобально проще, чем совершать конкретные дела. Но это хороший формат для активизации процессов. И в этом направлении надо действовать, несмотря на трудности. 

Наталья Кузьмина