Помощь машинисту

Газета «Гудок», №184 – 15 октября 2014 г.
Застраховаться от ошибок и подготовиться к экзаменам поможет новый электронный советчик.

Несколько лет назад ответственные машинисты брали с собой в поездку чемодан с книгами, чтобы можно было подстраховаться, если память подведет. Сегодня все нужные инструкции, телеграммы, профиль пути, расчет закрепления поезда на перегоне и многое другое умещается за одним ярлычком на рабочем столе электронного устройства. Формуляр машиниста создали в Дальневосточном государственном университете путей сообщения. Затем к работе над ним подключились и локомотивные бригады.

– Это советчик машиниста в нестандартных и стандартных ситуациях. Например, остановились на 8430-м км. Впереди подъем, можно скатиться на Ин. Обозначим вес поезда Х. Сколько башмаков нужно поставить? Верный ответ можно получить в формуляре за секунды, – приводит пример автор разработки доктор технических наук профессор кафедры «Локомотивы» ДВГУПСа Ярослав Новачук. – Даже защититься от порой несправедливых обвинений машинист не может, потому что не все хорошо помнит. В формуляре есть инструкции, правила работы со всеми моделями локомотивов, которые эксплуатируются на Дальневосточной железной дороге, технико-распорядительные акты станций.

Работу начали четыре года назад, когда на магистраль стали командировать бригады. Учитывая состояние локомотивного парка, сложность профиля пути и несовершенство человеческой памяти, попытались облегчить труд машиниста и снизить риски по безопасности. Электронный формуляр может использоваться локомотивными бригадами на любом участке, а также как самоучитель и при подготовке к экзаменам. Первым был участок Архара – Сибирцево для электровозного парка.

В разработке следующего, Нерюнгри – Беркакит – Сковородино, принимали участие эксплуатационники. Автор этого блока машинист Тындинского эксплуатационного локомотивного депо Дмитрий Бокай. В этом году машинист Комсомольского эксплуатационного локомотивного депо Александр Паратов завершил важный блок формуляра, посвященный локомотиву ТЭП70БС.

– Нормативам в этот раз не стали уделять основное внимание. Это локомотив другого поколения. Не все машинисты готовы воспринять передачу переменно-постоянного тока и ту компьютерную систему, которая там стоит, – уточняет Ярослав Новачук. – Эту работу мы выполнили и в тексте инструкций, и в описаниях и изображениях приборов, которые есть на локомотиве. Показали неисправности, которые могут быть в картинках, и методы их устранения. Если что-то произошло, быстро сориентироваться без этих знаний сложно.

Алексей Гладун сегодня работает в ремонтном комплексе. Почти год назад, еще до перехода в подразделение филиала «Амурский» ООО «ТМХ-Сервис», в каждую поездку он отправлялся с ноутбуком. Там формуляр уже был, параллельно он собирал материалы к новому блоку: Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре. У коллег это нововведение вызвало интерес. Многие машинисты скачали формуляр на свои планшеты и ноутбуки. Однако пока еще разработка не получила окончательного утверждения.

– Сегодня планшет есть почти у каждого. Формуляр может работать даже на самой простой модели, – рассказывает Алексей Гладун. – Мы планировали, что при экстренной остановке машинисту нужно будет лишь ввести координаты поезда. Формуляр выдаст ему все нормы закрепления. Сейчас я работу оставил, но знаю, что этими вопросами занимаются в других депо. Работа продолжается, хотим описать весь регион.

Внедрение в других депо проходит по схожему сценарию. Стремления поднять квалификацию, компьютеризировав локомотивные бригады, пока недостаточно, чтобы обеспечить массовое применение формуляра. С другой стороны, перегруженность инструкторского состава обязанностями могла бы способствовать внедрению формуляров с современным программным обеспечением. Это нужно для обеспечения безопасности движения поездов за счет повышения компетентности локомотивных бригад.

Екатерина Крюкова