Техническое творчество без препятствий

Газета «Гудок» (г. Москва), №47 – 23 марта 2021 года.
На дороге проанализировали работу прошлых лет
На Забайкальской дороге разработали дорожную карту по бережливому производству, призванную оптимизировать процесс внедрения проектов. О том, как идёт эта работа, а также о планах на этот год, наш разговор.

– Андрей Александрович, какие проекты бережливого производства планируется реализовать в этом году на Забайкальской дороге и с каким экономическим эффектом? 

– Внедрение проектов бережливого производства на дороге началось с 2011 года. За это время в разы увеличилось количество пилотных структурных подразделений (в 2011-м – два локомотивных депо, в 2021-м – более 100 подразделений во всех хозяйствах дороги и 14 узловых рабочих групп). Мы уже совершенствовали более 600 технологических процессов, экономический эффект, учтённый в программах оптимизации затрат, составил порядка 330 млн руб. 

В 2021 году у нас не менее амбициозные планы по реализации бережливых проектов. Компания поставила дороге цель – получить от проектов бережливости в 2021 году не менее 105 млн руб. На сегодня результат экономически эффективных проектов составляет 38 млн руб. За I квартал реализовано 30 проектов улучшений. 

К наиболее значимым из них можно отнести, например, проект Забайкальской дирекции управления движением, направленный на оптимизацию технологического процесса обработки поездной информации за счёт перераспределения обязанностей между работниками станции Могоча. Оценённый годовой экономический эффект проекта составит 4 млн 295,1 тыс. руб. 

Ещё в прошлом квартале реализован проект Забайкальской дирекции тяги, направленный на снижение расхода электроэнергии, увеличение возврата электроэнергии в контактную сеть при применении рекуперативного торможения при следовании чётных поездов по участкам Чита – Карымская, Оловянная – Борзя с экономическим эффектом 6 млн 621,9 тыс. руб. 

– Какие проекты предложены в этом году к тиражированию на сети? 

– Что касается тиражируемых проектов, то передовиками на протяжении трёх последних лет являются работники Забайкальской дирекции тяги и службы пути Забайкальской дирекции инфраструктуры, которые, соответственно, запланировали реализацию 13 проектов на общую сумму годового экономического эффекта 24,9 млн руб. и 30 проектов на сумму 23,3 млн руб. 

Тиражирование проектов основывается на глубоком анализе барьеров, существующих в производственной деятельности. Прежде всего перед дирекциями и их структурными подразделениями ставятся цели по тиражированию проектов, направленных на улучшение показателей эксплуатационной деятельности, – на увеличение пропускных способностей станций, удлинение плеч обслуживания (локомотивных и вагонных), сокращение времени устранения отказов технических средств и технологических нарушений, увеличение выработки в «окно». 
На выполнение этих задач мы нацеливаем региональные подразделения при планировании любых проектов на год. Уже потом предложенные дирекциями мероприятия разносятся в различные программы оптимизации затрат и повышения производительности. В дальнейшем из предложенных мероприятий формируются различные проекты: инвестиционные, проекты модернизации, рационализации и бережливого производства. Часть проектов, направленных на повышение клиентоориентированности, становятся доходными. 

– Расскажите о наиболее эффективных мультифункциональных проектах, запланированных к реализации в 2021 году. 

– На 2021 год запланирована реализация 20 мультифункциональных проектов. Так, Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению намерена реализовать два проекта – на станции Шилка совместно с работниками Забайкальской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений и на станции Харагун совместно с работниками Хилокской дистанции электроснабжения Забайкальской дирекции по энергообеспечению. Экономический эффект от проектов составит 2,28 млн руб. в год. 

Мультифункциональный проект по оптимизации процесса снабжения тепловой энергией потребителей котельной по станциям Шилка и Харагун направлен на исключение потерь перепроизводства и излишних запасов твёрдого топлива, ненужной транспортировки, экономии ресурсов и прочих материальных затрат за счёт проведения комплекса мероприятий по переводу твёрдотопливных котлов котельных на электрообогрев. 

– Какие препятствия и затруднения могут возникнуть в ходе реализации проектов? 

– Производственные проблемы решаются сегодня крайне долго, и без слаженной командной работы руководителей и причастных специалистов зачастую проблемы не решаются длительное время. Проанализировав работу прошлых лет, были выявлены следующие препятствия в решении проблем: отсутствие желания региональных дирекций за счёт результатов проектов бережливости сокращать свои без того дефицитные бюджеты на установленную сумму экономии средств; отсутствие фактического механизма использования фонда развития (20% от экономического эффекта по проектам) на развитие программы проектов; наличие нескольких оптимизационных программ, распространяющих своё действие на одну региональную дирекцию, и невозможность учёта проектов, связанных с оптимизацией персонала, как в программе производительности труда, так и в программе бережливого производства; конфликты интересов между участниками мультифункциональных проектов, связанные с требованиями нормативной базы компании по учёту эффектов от мультифункциональных проектов только за региональными дирекциями, в бюджетах которых сокращаются средства по результатам реализации проектов. 
Для минимизации данных рисков разработана дорожная карта по бережливому производству, реализуя которую, мы непременно выйдем на плановые цели, поставленные руководством компании. 

– В каких подразделениях в I квартале планируется запустить процесс непрерывных улучшений производственных процессов? Что для этого делается руководством дороги? 

– Как я уже сказал, прежде всего мы проводим глубокий анализ барьерных мест на дороге. По результатам анализа выявляем подразделения, где проекты бережливого производства наиболее необходимы. Если говорить о путевом комплексе, то в девяти дистанциях пути актуально уменьшение количества кривых малого радиуса, в четырёх дистанциях – уменьшение времени на устранение отказов технических средств. Структурные подразделения на участках Тарская – Шилка и Красная Падь – Ушумун будут заняты планированием проектов бережливого производства для увеличения пропускной способности. 

– Как привлекаете сотрудников к участию в программе бережливого производства? Кто вовлечён в процесс улучшений, как идёт их обучение и какова материальная и нематериальная мотивация? 

– В каждом структурном подразделении региональной дирекции, участвующем в программе, созданы оперативные рабочие группы в составе работников технического, экономического блоков, блока по нормированию труда и под председательством главных инженеров. Практически все эти сотрудники прошли обучение – техническую учёбу или курсы повышения квалификации в местных вузах – Иркутском и Дальневосточном государственных университетах путей сообщения, Забайкальском институте железнодорожного транспорта и в Корпоративном университете РЖД. Служба технической политики ЗабЖД проводит методические и обучающие семинары, форсайт-сессии и видеоконференции по отработке практических навыков по бережливому производству. 

К участию в реализации проектов бережливого производства может быть привлечён любой сотрудник предприятия, независимо от квалификации и занимаемой должности. При этом все работники, участвующие в процессах улучшения, могут также рассчитывать как на выплату мотивационного фонда по результатам реализации проекта, так и на дополнительное поощрение за счёт средств фонда начальника дороги. 
Напомню, что на Забайкальской дороге с 2011 года – более 600 технологических процессов, экономический эффект, учтённый в программах оптимизации затрат, составил более 330 млн руб. При этом за реализацию проектов рабочие группы структурных подразделений и члены региональных проектных офисов получили премии в размере 50 млн руб. 

Беседовал Игнат Вьюгин