Домашняя работа

Газета "Гудок" (г. Москва), №55 - 31 марта 2020 года.
Сотрудники ОАО «РЖД» и студенты рассказывают об «удалёнке»
Министерство труда и социальной защиты РФ в целях предотвращения распространения коронавируса 25 марта рекомендовало работодателям перевести сотрудников на удалённый режим работы. Ранее на дистанционное обучение перешли все учебные заведения страны. ОАО «РЖД» и отраслевые вузы прислушались к этим рекомендациям. «Гудок» выяснил, в чём особенность работы на «удалёнке» и как можно совместить режим самоизоляции и эффективную работу.

Алина Сабитова, студентка 4-го курса специальности «подвижной состав железных дорог» Института наземных транспортных систем Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС):

– Студенты ОмГУПСа 17 марта перешли на дистанционное обучение.

Контактная работа с преподавателями осуществляется через университетский портал. Преподаватели выкладывают материалы и задания на неделю, для удобства общения созданы групповые чаты, куда загружаются лекционные материалы и обучающие видео. С кем-то из педагогов можно оперативно связаться в соцсетях, у многих из них там созданы группы и каналы, куда и раньше выкладывались материалы. Результаты своей работы загружаем на портал или отправляем на электронную почту – кому как удобнее. Во время практических работ преподаватели снимают показания с приборов и сбрасывают их нам, а мы проводим расчёты и делаем отчёты. Я стараюсь сильно не выбиваться из привычного режима, хотя и встаю немного позже, чем раньше. Выполняю задания по сетке расписания. Конечно, что-то переношу на вечер, растягиваю процесс. Но в среднем занимаюсь примерно по 6–8 часов в день, пока всё успеваю. С одной стороны, мечта любого студента – сидеть дома, пить кофе и слушать лекцию. Но спустя время очень ощутимо отсутствие живого общения с преподавателями. Порой возникают вопросы, которые были бы решены буквально за минуту, а тут приходится больше разбираться самим или ждать, пока тебе ответят, ведь у преподавателей много групп и они физически не успевают тут же связаться с каждым. А ещё я очень скучаю по одногруппникам.

Алексей Жалнерчик,

технолог службы технической политики Красноярской дороги:
– Рабочее место для дистанционного выполнения служебных обязанностей было оборудовано оперативно. Практически сразу приступил к работе. Трафик между рабочими столами идёт без сбоев. Сотрудники причастных подразделений оперативно отрабатывают возникающие вопросы. Удалённо имеется доступ к необходимым информационным системам, корпоративной связи и электронной почте. При наличии вышеперечисленных видов связи я могу полноценно выполнять поставленные задачи. Ранее у меня был опыт работы фрилансером, поэтому, что делать, более-менее ясно, но есть различия.

Чтобы понять, где удобнее, в офисе или дома, нужно поработать в новых условиях. Первое наблюдение: в офисе проходит много фоновой, ненужной информации – шум, суета. Домашняя же обстановка не мешает мне сосредоточиться на работе.

Екатерина Краснокутская,

студентка 1-го курса специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» Института пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта (МИИТ):
– В соответствии с указом ректора с 19 марта студенты учатся в электронной образовательной среде. Университет оперативно справился с организацией дистанционного обучения. Мой учебный день дома проходит как стандартный в университете: встаю в то же время, что и к парам, и начинаю учиться (либо подключаюсь к онлайн-лекциям преподавателей, либо самостоятельно выполняю задания). Преподаватели взаимодействуют со студентами, присылают задания для самостоятельной работы на электронную почту или в личный кабинет на сайте вуза. Например, по английскому языку мы получаем задания раз в неделю, и уже к новому занятию они проверены. Некоторые сложности возникают при изучении точных наук. Например, занятия по начертательной геометрии предполагают практическую работу – выполнение чертежей. Достаточно непросто без личной поддержки преподавателя с этим справиться.

Алла Ефимова,

ведущий специалист по управлению персоналом сектора образовательных учреждений службы управления персоналом Приволжской дороги:
– Я работаю удалённо уже более недели. Мне выдали ноутбук, на котором установлены все необходимые для работы программы – Единая корпоративная автоматизированная система управления трудовыми ресурсами (ЕКАСУТР), Единая автоматизированная система документооборота ОАО «РЖД» (ЕАСД), корпоративная почта. Для меня работать из дома в новинку. Вначале было достаточно непривычно, однако сейчас такой режим кажется даже более комфортным. У меня есть возможность работать в отдельной комнате, домашние относятся ко мне с пониманием и не отвлекают. С коллегами мы постоянно на связи в мессенджерах. Конечно, при работе из дома очень важны самоорганизация и дисциплина. Я начинаю рабочий день в привычное время и обязательно пишу план задач на день. Переход на удалённый режим никак не повлиял на объём работы и сроки её выполнения.

Ольга Яковлева,

студентка 3-го курса специальности «организация перевозок и управление на транспорте», председатель студенческого совета Нижегородского филиала Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС):

– С 17 марта у нас в филиале обучение студентов ведётся исключительно в электронной информационно-образовательной среде. Старосты групп находятся в постоянном контакте с руководством и преподавательским составом. Мне нравится такой формат обучения – я выполняю все необходимые задания за пару дней, в результате высвобождается много времени. Конечно, стараюсь уделять достаточно внимания самостоятельной работе, просматриваю видеоуроки. Я благодарна руководству университета за то, что нам дали возможность учиться удалённо, тем самым находясь вне зоны риска заражения.

Мария Полынцева,

экономист сектора развития и обучения службы управления персоналом Приволжской дороги:

– Нас перевели на удалённый режим работы 20 марта. Такая практика у меня за 6 лет работы на железной дороге первая.
Сначала было непривычно. Обычно планируешь время поминутно: привести себя в порядок, позавтракать, рассчитать время на дорогу. В домашних условиях торопиться никуда не нужно, есть возможность выспаться. После утреннего моциона, завтрака, лёгкого макияжа, сажусь за компьютер.
Стараюсь выдерживать рабочий график: с 8.00 до 12.00 выполняю поручения, затем перерыв – и вновь за компьютер. От дел немного отвлекает домашний питомец. Он постоянно и настойчиво требует внимания. Но на производительности труда это не отражается.
Что действительно затрудняет решение текущих вопросов – отсутствие рабочего телефона. Приходится использовать мобильный, мессенджеры, но это занимает больше времени. Удалённый доступ удобен, способствует большей концентрации на решении производственных задач. Но в то же время недостаёт живого общения с коллегами.

Валерия Радченко,

студентка 4-го курса специальности «стандартизация и сертификация» Института транспортной техники и систем управления, председатель студенческого совета Российского университета транспорта (МИИТ):
– Несмотря на отсутствие личного общения с преподавателями, студенты нашего вуза получают всю необходимую учебную информацию, а также задания для самостоятельной работы. Есть возможность оперативно связаться с педагогами через университетскую электронную образовательную среду, по электронной почте или в социальных сетях. Налажена работа по организации видеочатов, пары проходят по расписанию через онлайн-платформу на сайте университета. По решению ректората возможны индивидуальные личные консультации с преподавателями в университете. Для меня дистанционный формат обучения вполне удобен, потому что теперь учиться можно в любое время и в любом месте через электронные платформы. Каждый студент выстраивает свой день так, как удобно ему: можно отдохнуть, выспаться и с новыми силами приступать к самообразованию. Главное – правильно распределить учебное время и время отдыха.

Елена Блинова,

технолог Красноярского информационно-вычислительного центра:
– Моя работа – технологическое сопровождение пользователей системы ЕКАСУТР – не требует обязательного нахождения в офисе. В режиме удалённой работы нахожусь уже два дня. Сложностей с переходом на удалённую работу не было. Ранее периодически приходилось что-то по работе делать из дома вечером или в выходные. Поэтому домашнее оборудование давно имеет возможность подключения к офису, а звонки на служебный телефон переадресуются на домашний.

Лично у меня удалённая работа никак не сказывается на производительности труда, я привыкла ни на что не отвлекаться, 12-летняя дочь, которая сейчас на каникулах, тоже мне не мешает. Плюсом является экономия времени на дорогу, а вот минус – скучновато работать в отрыве от коллектива.

Алексей Азаркин, студент 4-го курса специальности «наземные транспортно-технологические средства» Института тяги и подвижного состава Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДвГУПС):
– У нас есть университетская электронная информационно-образовательная среда – портал, куда преподаватели выкладывают лекционные материалы, кейсы по дисциплинам, задания. Многие педагоги для общения со студентами задействуют мессенджеры. Утром я встаю на «домашнюю» учёбу в то же самое время, что и раньше в университет, обычно к 8 утра. В это время преподаватели начинают делать рассылки с лекционными материалами и заданиями, часть из которых нужно выполнять в режиме реального времени и тут же отправлять на проверку. Конечно, возникает соблазн отложить учебные дела, например, до вечера. Но я стараюсь так не делать. Если не будешь затягивать с выполнением заданий, то не возникнет проблем по дальнейшему освоению учебной программы. В принципе этим же правилом я руководствовался и при очном обучении. Что касается неудобств, вызванных дистанционным форматом обучения, то, пожалуй, главное из них – это отсутствие живого общения с преподавателями. Хорошо, что педагоги это понимают и разрешают звонить им на мобильные телефоны, если возникают какие-либо вопросы, требующие разъяснений. Насколько я знаю, мы будем учиться дистанционно до 1 апреля. О проведении сессии в режиме онлайн я пока ничего не слышал.

Василий Лёгкий, старший преподаватель кафедры «Геодезия, геоинформатика и навигация» Института пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта (МИИТ):

– С 19 марта студенты и преподаватели РУТ (МИИТ) взаимодействуют исключительно в онлайн-режиме. В основном мы контактируем через университетский портал «Электронная образовательная среда», также задействуем мессенджеры, электронную почту и сервисы для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. Я преподаю первокурсникам, и сейчас у меня 12 групп по 15 человек, дисциплины «Инженерная геодезия» и «Основы геодезии», которые предполагают практические и лабораторные занятия. Именно с ними и возникают трудности при дистанционном обучении. Так, во время лабораторных работ студенты должны познакомиться с геодезическими приборами, но удалённо это сделать невозможно, поэтому такие занятия временно приостановлены.

Очные практические занятия обычно выстроены по следующему плану: преподаватель рассказывает теорию, затем студенты задают вопросы и выполняют задания (делают чертежи), которые преподаватель тут же проверяет. В режиме онлайн-конференции этап самостоятельной работы приходится опускать, поскольку студенты должны были бы не только сделать чертежи, но и сфотографировать их для отправки преподавателю, что заняло бы много времени. Поэтому сейчас все практические работы включают только лекционную часть, самостоятельная работа происходит уже после, без надзора преподавателя. Преподаватели занимаются созданием презентаций и видеоматериалов для своих лекций. А у нашей кафедры появился свой канал на YouTube, куда мы выкладываем видеолекции, чтобы студенты в любой момент могли к ним обратиться. Пока нет точной информации, сколько продлится учёба в онлайн-режиме. Вероятно, весь семестр пройдёт в таком формате.

Оксана Шемелина, начальник Центра молодёжных проектов Корпоративного университета РЖД:

– С 23 марта сотрудники Центра молодёжных проектов Корпоративного университета РЖД работают в дистанционном формате. Ориентировочно такой режим продлится до 22 апреля. Рабочий день, как и раньше, длится с 9 до 18 часов, с коллегами преимущественно общаемся по видеосвязи. Например, на прошлой неделе в таком формате мы впервые провели совещание, в котором приняли участие 14 человек – всем удалось выступить и внести свои предложения. На мой взгляд, чтобы «домашняя» работа была продуктивной, нужно правильно к ней подготовиться: обеспечить доступ всех сотрудников к сетевым ресурсам, где находятся необходимые рабочие материалы и документы, определить удобный для всех формат взаимодействия. Мы для этих целей выбрали онлайн-платформу, которая позволяет сформировать группы сотрудников под решение конкретных задач или проектов, а также отслеживать ход их выполнения.

Евгений Дульский, доцент кафедры «Электроподвижной состав» факультета «Транспортные системы» Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС): – Одной из проблем дистанционного обучения, на мой взгляд, является потеря непосредственного контакта с обучающимся. Дело в том, что в процессе обучения студенты приобретают не только знания, умения и навыки в рамках конкретной дисциплины, но и личностные характеристики, в формировании которых преподаватель играет не последнюю роль. Поэтому крайне важно обеспечивать прямое общение студента и педагога. В остальном дистанционное обучение позволяет предоставлять учащимся качественные знания и информацию практически без потери реального времени и независимо от реального местоположения студентов. Однако это возможно лишь при должной подготовке преподавателя в части разработки современных цифровых учебно-методических комплексов.

Александр Долгих, специалист по связям с общественностью АО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания»:
– Вчера был первый день моей удалённой работы. Пока ощущение, что работать дома сложнее, чем в офисе. Потому что в офисе всё лучше организовано.

А дома другая история. Пришлось, например, все документы перенести в облачное хранилище, чтобы иметь к ним доступ. Кроме того, есть отвлекающие факторы, у меня это ребёнок, он требует общения. С этим я справляюсь. Помогает держать себя в рабочем тонусе то, что есть задачи. Они постоянно поступают, и их нужно делать. У нас было назначено совещание, и мы все впервые вышли в онлайн, почти 20 человек. Всё прошло нормально. Думаю, что просто нужно какое-то время, чтобы адаптироваться.
Работая на «удалёнке», важно соблюдать свои рабочие привычки. То есть делать в начале рабочего дня то же, что ты делал в офисе.