Во главе угла – колёсная пара

Газета «Дальневосточная магистраль», №31 – 14 февраля 2020 года.
Вопрос износа колёс локомотивов – один из фундаментальных в работе железнодорожного транспорта. И сегодня, когда на Дальневосточной железной дороге происходит обновление локомотивного парка, его решение приобретает особое значение для эффективной работы подвижного состава. Рассказывает профессор кафедры «Транспорт железных дорог» Дальневосточного государственного университета путей сообщения Ярослав Новачук.

На магистрали началась эксплуатация 12 новых тепловозов серии 3ТЭ25КМ2М, и дорога ждёт прибытия новых партий. Но проблема «колесо – рельс» со временем может затронуть и эти локомотивы, потому что конструкция их тележек не претерпела изменений.

Наша кафедра серьёзно изучала вопрос износа колёс, возможность сокращения внеплановых обточек (ТО-4), что в конечном итоге может привести к сокращению эксплуатационных затрат региональной дирекции тяги. 

Каждая внеплановая обточка влечёт за собой не только дополнительные временные и финансовые затраты, но и приводит к недопустимой рассогласованной работе секций, что в 2-3-секционной системе локомотива просто недопустимо. Сегодня универсальная бесчелюстная тележка отечественных тепловозов и её отдельные конструкционные решения требуют глубокой научно-теоретической оценки. Анализ ресурса жизненного цикла бандажей колёсных пар показал, что в кон-струкции колёсно-моторных блоков находятся звенья с низкой надёжностью и долговечностью работы. 

Согласно нашим исследованиям, одним из слабых звеньев колёсно-моторного блока в схеме передачи тяговых и тормозных усилий на раму тележки по-прежнему остаются буксовые поводки и их резиновые элементы. В процессе работы локомотива резина интенсивно изнашивается, что приводит к разрушению не только резиновой втулки, но к излому или деформации корпуса буксовых поводков, разрушению трапеции хвостовика валика и другим неисправностям. 

Проанализировав обобщённые данные неисправностей бандажей колёс по сети, мы пришли к выводу, что 70–80% составляет «износ гребня» и его «остроконечный накат». Параметры этих неисправностей и определяют глубину снимаемого во время обточки металла. 

В ДВГУПСе разработаны инновационные решения модернизации шарниров буксовых поводков, которые исключат недостатки, присущие резиновым элементам. 

Мы предлагаем использовать в работе локомотива модернизированные буксовые поводки с применением полиамидных композиционных материалов, соответствующих конструкционным, техническим и технологическим требованиям для работы в тяжело нагруженных узлах машин. Это решение было запатентовано ещё в 2010 году. 

Мы готовы адаптировать предложение для каждого типа локомотивов и внедрить в технологический процесс предприятий по их обслуживанию и ремонту.

Результаты позволят повысить ресурс и жизненный цикл бандажей колёс, тяговые возможности локомотивов, надёжность работы тяговых электрических двигателей и генераторов; снизить неплановые затраты материалов, труда и капитала на упреждение и устранение неисправностей колёс и другого оборудования, расход топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов и расход песка.

Татьяна Щербаченко