Кадры для краевой экономики ищем и растим сами

Газета «Тихоокеанская звезда» №117 – 28 июня 2018 года.
В мае депутаты краевой думы приняли закон, которым внесены изменения в краевой бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Особое внимание при этом уделено социальному развитию территории - вопросам здравоохранения, спорта, образования. Отдельной строкой, в частности, прописывается выделение 150 миллионов рублей на инженерную школу в Комсомольске-на-Амуре.

-Для меня, имеющего профессиональное отношение к инженерному образованию, это имеет особое значение, - говорит депутат Законодательной думы Хабаровского края, ректор ТОГУ Сергей Иванченко. - Для Хабаровского края это пионерный проект, который осуществляется по личной инициативе губернатора Вячеслава Ивановича Шпорта. Выстраивается «линейка» непрерывного образования: школа - техникум (колледж) - университет, предполагающая планомерную систему подготовки кадров для экономики города президентского внимания Комсомольска-на-Амуре. Там на базе губернаторского колледжа уже создан хороший центр компетенций по среднему профессиональному образованию. Инженерная школа логично встраивается в эту цепочку. Выделяются средства и для развития материальной базы Комсомольского-на-Амуре государственного университета.

-Безусловно, процесс непрерывного образования актуален и для всего Хабаровского края. На решение этой задачи наверняка направляют усилия все наши вузы.

-Конечно, каждый из них «встраивается» в то или иное значимое экономическое направление. К примеру, ДВГУПС участвует во всех процессах, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, Байкало-Амурской магистрали. Применительно к ТОГУ речь идет, прежде всего, о таких направлениях, как строительство, информационные технологии, логистика, для которых мы готовим специалистов. Больше всего ориентируемся на горнодобывающий сектор, нефтепереработку (раньше для этой отрасли, которая в последнее время мощно встраивается в экономику края, вообще на Дальнем Востоке специалистов не готовили). Плюс сфера социально-политических технологий и коммуникаций. Здесь тоже речь идет об образовательной цепочке: школа - колледж - университет. 

Не могу не выделить такое направление, как цифровая экономика, - мы усиливаем подготовку в этой стремительно ставшей востребованной сфере. Добавьте сюда развитие связи, в том числе космической. Некоторые проекты мы осуществляем уже сейчас совместно с правительством Хабаровского края - к примеру, участвуем в обеспечении аварийной связью дороги Лидога - Ванино, продолжаем обследование других труднодоступных районов края.
По сути, вуз сегодня - больше, чем вуз. К примеру, ТОГУ официально стал центром инновационного, технологического, социального развития региона. Данный статус дан вузу Министерством образования и науки РФ в 2017 году.

-Но университет имеет дело уже, так сказать, с результатами работы общеобразовательной школы: вовремя ли разглядели в ребенке те или иные способности?

-На самом деле мы тоже участвуем в этом процессе. Недавно на заседании правительства Хабаровского края рассматривался вопрос по одаренным детям: это очень важно - вовремя заметить таких ребят, помочь им определиться с целями, создать условия, например, дать возможность заниматься в лабораториях вместе с учеными.

В Хабаровском крае давно и настойчиво работают в этом направлении. Вспомните лагерь «Созвездие» с его многочисленными профильными сменами, ставящими целью выявление одаренных ребят и дающими им первые «путевки» в соответствующие отрасли. Эти же задачи решает Воскресная физико-математическая школа ТОГУ. Наработок по выявлению и сопровождению талантов очень много - и в спорте, и в культуре, и в науке. Плюс олимпиадное движение: Хабаровский край по числу победителей всероссийских олимпиад удерживает прочное первенство в ДФО.
Упомяну еще третий год существующую всероссийскую многопрофильную инженерную олимпиаду для школьников «Звезда», в проведении которой участвуют многие вузы страны и ТОГУ в том числе: мы курируем ее проведение на Дальнем Востоке. В ней более 8 тысяч участников практически со всего региона, мы занимаемся их сопровождением. В этом году у нас уже более 70 призеров и победителей, большинство которых, надеюсь, пойдет в вузы Дальнего Востока и Хабаровского края в том числе.
Совсем недавно Хабаровский край подписал соглашение с образовательным центром «Сириус» (Сочи), в соответствии с которым на базе ТОГУ при участии краевого министерства образования и науки и ряда заинтересованных учреждений и организаций будет создан центр по работе с одаренными детьми. В отличие от сочинского «Сириуса», куда приезжают ребята с 9 класса, мы начнем работать уже с семиклассниками.

-Прекрасно, что существуют и появляются новые механизмы по выявлению и поддержке талантов. Но каким образом закреплять эти таланты в родном крае?

-Эта проблема будет решаться по мере прихода в регион новых, интеллектуальных сфер деятельности. Могу назвать такую «точку роста», как строящийся на космодроме «Восточный» наукоград «Циолковский». К нам в край идут новые технологии в нефтегазовой сфере - а значит, появится и необходимость в инженерных кадрах, научных исследованиях.

Облик Дальнего Востока - и Хабаровского края в том числе - заметно меняется: если раньше регион был «заточен» в основном на оборонную промышленность и добычу сырья, то сейчас пришло время предприятий, развивающих его экономику, ухода от сырьевой экономики, развитие глубокой переработки. На повестке, например, развитие порта Ванино в настоящий транспортно-логистический центр. Ему потребуются кадры, которые необходимо готовить уже сейчас. Там происходит, по сути, инвестиционный бум - образование не может на это не откликнуться созданием новых специальных программ под нужды конкретных предприятий.

Я часто встречаюсь с руководителями организаций, вижу их большую заинтересованность в оперативных решениях кадровых вопросов. Необходимо работать буквально «с колес»: находить ребят на 3-4 курсе и за год давать им программу, необходимую тому или иному конкретному предприятию, организовывать им практику, возможность проектирования и последующее трудоустройство. Некоторые компании уже сегодня готовы брать на практику по 30-40 человек! От подобного подхода выигрывают все: производство, вуз, экономика и, конечно, сам молодой человек.

-Сейчас в вузах горячая абитуриентская пора. Вы уже можете оценить «качество» устремившегося к вам потока?

-Изменения заметны. Родители и сами выпускники школ ориентируются быстро, они выделяют те отрасли, которые развиваются. На специальности, где готовят специалистов для перспективных сфер, конкурс растет. Очевиден спрос на профессии в отраслях, которые определяют развитие региона. Даже ЕГЭ в этом смысле достаточно показателен: уже 40 процентов выпускников выбирают для сдачи экзамена предметы, предполагающие дальнейшее обучение по техническим направлениям. Это больше, чем еще несколько лет назад! Тенденция к росту спроса на такие специальности говорит сама за себя.

Марина СЕМЧЕНКО.