За числом обточек колёсных пар в Хабаровске следят из Москвы

Газета «Дальневосточная магистраль», №22 – 22 июня 2018 года.
Проект филиала «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех» стал финалистом молодёжного конкурса инновационных проектов «Точка роста – 2018». Специалисты компании вместе со студентами Дальневосточного государственного университета путей сообщения создали концепцию снижения числа обточек колёсных пар.

На базе сервисных локомотивных депо филиала студенты и работники провели исследования жизненного цикла бандажей колёсных пар на Дальневосточной и Забайкальской железных дорогах. В конструкции колёсно-моторных блоков (КМБ) локомотивов резиновые шарниры буксовых поводков показали низкую надёжность и долговечность работы.

– Передача тяговых и тормозных сил от КМБ к раме тележки локомотива происходит через резиновые элементы шарниров буксовых поводков. В процессе эксплуатации детали из резины интенсивно изнашиваются и не сохраняют технические и конструкционные параметры силового звена. Отсюда перекос осей колёсных пар в бесчелюстной тележке до ±12 мм (против допустимых ±0,2 мм), – объясняет научный руководитель проекта, кандидат технических наук профессор ДВГУПСа Ярослав Новачук. – Из-за перекоса осей увеличивается взаимодействие гребней колёс с боковыми гранями головок рельсов. И, как следствие, происходит их интенсивный износ.

Из всех неисправностей бандажей колёс по сети дорог ОАО «РЖД» 70–80 % составляет «износ гребня» и «остроконечный накат». В процессе ТО-4 параметры этих неисправностей определяют глубину резания (снимаемого металла). Так формируется технологический износ. В устоявшейся практике средств и методов обточек при минимальной глубине резания в 5 мм диаметр колёс уменьшится на 10 мм. От безвыходности держатели локомотивного парка используют локомотивы с разницей диаметров колёс в секции до 20 мм.

Если разница диаметров колёс в отдельно взятой секции больше 3 мм, то тяговые критерии и сцепные качества ухудшаются на 10–15 %, а КПД на 1,5–2 %. Одно из последствий – непрерывное буксование одной или нескольких колёсных пар, отказы тяговых электрических двигателей и генераторов, повышенный расход топливно-энергетических ресурсов и песка.

Этой проблемой кафедра «Локомотивы» занимается не первый год. В Хабаровском подразделении помогли объединить накопленный лабораторный и исследовательский опыт и перенести его в реалии. Вместе с работниками депо над проектом работали студенты Института тяги и подвижного состава специализации «Локомотивы» Иван Ляпин и Кирилл Малышев.

Конкурс «Точка роста» проходил по двум направлениям: «Оптимизация процессов сервисного обслуживания и ремонта тягового подвижного состава», а также «Использование прорывных технологий в производственном процессе». Проект хабаровчан шёл вне конкурса первого направления.

В финальном этапе комиссия рассматривала три дальневосточных проекта: о создании стенда для ремонта и регулировки крана усл. № 215 локомотивов серии 2- и 3ЭС5К (сервисное локомотивное депо «Магдагачи»), о внедрении системы учёта отремонтированного локомотивного оборудования (Уссурийский локомотиворемонтный завод) и проект хабаровского вуза. Проект УЛРЗ получил диплом второй степени.

Организаторы конкурса приняли решение рассмотреть возможность внедрения всех проектов-победителей.

Екатерина Крюкова