Техническое поражение: железнодорожные компетенции пока уступают инженерным

Газета «Дальневосточная магистраль», №61 – 12 апреля 2018 г.

ОАО «РЖД» включилось в мировое движение WorldSkills. В этом году на Сахалине, на всероссийском этапе соревнований, планируют представить новые железнодорожные компетенции. Дальневосточный государственный университет путей сообщения остаётся одними из главных претендентов на победу в инженерных компетенция, а транспортные для вуза пока остаются недоступны.

По международным стандартам профильные копетенции железнодорожников: «Управление железнодорожным транспортом», «Сетевое системное администрирование» и «Железнодорожная автоматика». Соревноваться в них могут как студенты университета, факультета среднего профессионального образования, молодые рабочие. В мае в ДВГУПСе состоится университетский чемпионат WorldSkills. На нем будут представлены компетенции: инженерный дизайн CAD, прототипирование и туризм. Еще две компетенции пока остаются под вопросом.

– Чтобы провести соревнование для каждой дисциплины должен быть аккредитованный эксперт. Пока у нас есть специалисты обученные по трем компетенциям, – объясняет начальник Координационного центра научной подготовки студентов Александр Ткаченко. – Для того, чтобы стать экспертом необходимо пройти обучение в центре WorldSkills или заочно и сдать экзамен. Для одного эксперта обучение стоит 30 тысяч рублей. Затраты ложатся на вуз. У нас в плане есть обучение преподавателей.

Это далеко не единственные затраты, которые несет университет, переключаясь на международный стандарт. Основной проблемой для развития профильных специальностей остаётся материальная база. Например, по стандартам мирового чемпионата, всем участникам должны быть предоставлены одинаковые условия для одновременного выполнения задания. А это значит на площадке компетенции «Управление железнодорожным транспортом» должно стоять одновременно несколько тренажеров локомотивов одинаковой серии, минимум пять. Ни один железнодорожный техникум такой базой не располагает. Хотя интерес в образовательных учреждениях к этим компетенциям есть.

– Транспортников на всероссийских этапах чемпионатах рабочих профессий участвует много. Подготовка конкурентоспособных рабочих – приоритетная задача, которую ставит перед нами президент страны, – рассказывает преподаватель Хабаровского производственного училища №16, тренер, воспитавший несколько призеров WorldSkills, в том числе и международного уровня Ирина Родина. – Планка ставится достаточно высокая, но ребенок может её достигнуть. Тем более базой для подготовки к чемпионату могут стать железнодорожные учебные центры профессиональных квалификаций.

Инженерные дисциплины более «бюдженты» с точки зрения проведения, поэтому они более популярны. Так на осенний чемпионат ДВГУПС было несколько отборочных туров, но и они не смогли вместить всех желающих. В итоге в финал вышли 17 человек, больше не позволяло помещения, хотя талантливые ребята есть.

– В Центральных регионах по стандартам WorldSkills уже сдают демонстрационные экзамены. И все чаще от директоров учебных заведений я слышу, что стандарты чемпионата рабочих профессий условно выходят на первый план, потому что они позволяют показать работодателю реальный навык, который приобрели студенты, готовую деталь, например, – делится наблюдениями Александр Ткаченко.

В системе WorldSkills ДВГУПС успешно освоил и детское направление. В краевом детском центре «Созвездие» проводится специальная смена JuniorSkills. На нее собираются ребята с маленьких городов и поселков, кто увлекается инженерным творчеством. Зачастую около половины участников смены, а это порядка 250 детей, работают в секциях железнодорожников: «3D-Прототипирование», «Инженерный дизайн CAD», «Робототехника», «Компьютерная графика». Многие из них поступают в ДВГУПС и уже на первом курсе приезжают на смену в роли экспртов.

Екатерина Крюкова