Студентка ДВГУПС на олимпиаде «Я - профессионал»

Студентка 240 группы Института управления автоматизации и телекоммуникаций ДВГУПС Анна Малегина приняла участие в работе зимней школы «Инженерное лидерство» и в заключительном этапе олимпиады, проходившие в рамках Всероссийской олимпиады «Я – профессионал».

Олимпиада «Я – профессионал» приводиться по множеству различных направлений: естественные, компьютерные, социально-экономические, педагогические, гуманитарные, инженерные науки и технологии. Для участия приглашаются студенты бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также недавние выпускники вузов.

Первый этап олимпиады проходил дистанционно. Для этого нужно было зарегистрироваться на сайте олимпиады «Я - профессионал» и пройти отборочный тур. По результатам первого этапа, студенты набравшие необходимое количество баллов, были приглашены принять участие не только в заключительном этапе, но и в работе зимней школы. Участники направления «Программная инженерия» могли принять участие в школе «Инженерное лидерство», проходившей на базе Самарского университета.

Анна Малегина поделилась своими впечатлениями о поездке и участии в олимпиаде и вот, что она рассказала нам:

«Решение принять участие в олимпиаде «Я – профессионал» я приняла по совету своего преподавателя. Эта олимпиада одна из самых масштабных в стране, проводится для студентов всех возможных специальностей: от гуманитарных до технических. После того, как отборочный этап по направлению «Программная инженерия» был написан, а результаты были опубликованы, мне пришло приглашения на заключительный этап и на зимнюю школу «Инженерное лидерство» в городе Самара. Так как была возможность написать отборочный этап во время прохождения мероприятий зимней школы, я с радостью согласилась.

Зимняя школа – это шанс проявить себя, применить навыки, полученные в процессе обучения в университете, а также познакомится с опытными специалистами и ребятами, развивающимися в той сфере, которая интересна и мне. Помимо получения знаний от руководителей федеральных и международных проектов, считаю наиболее важным общение с будущими разработчиками и инженерами, то есть со студентами и выпускниками. Приобретение связей, обмен идеями, рассуждения, споры, решение командных задач – вот та среда, в которой зарождаются проекты. Это делает каждого отдельного, пусть и не опытного специалиста, частью общества, развивающего техническую сферу нашей страны.

В первый день всех участников четырех направлений: машиностроение, материаловедение, радиотехника и программная инженерия ожидали волонтеры, которые помогли с расселение и сопроводили на инструктаж, на котором вводили в курс пятидневной насыщенной программы.

Второй день был посвящен общению с экспертами промышленной отрасли (ПАО «Автоваз»), администрацией города и Самарского университета. Далее мы знакомились с основами Soft skills и трендами будущего под наставничеством спикеров в лице участников проекта «Проектный Олимп» и финалиста Всероссийского конкурса «Лидеры России». Лекция была посвящена трендам технической и информационной сферы. Спикеры рассказывали, как современная информационная среда может помочь начинающему специалисту достигать профессиональных вершин. После следовала научная часть программы. Для каждого направления была сформирована уникальная учебная программа. Для студентов направления программная инженерия доценты кафедры геоинформатики и информационной безопасности Самарского университета представляли результаты своей научной деятельности. Наиболее интересными были проекты, связанные с использование технологии дистанционного зондирования Земли.

Вечером нам предстояла работа над проектами. Мы объединились в команды по 6 человек и работали над проектами двух направлений: машиностроение и материаловедение, радиотехника и программная инженерия. Менторы, сопровождающие нашу проектную деятельность, были профессионалами стартап-центра Самарского университета. Они предложили каждой команде по теме. Темы проектов были связаны с лекциями научных сотрудников университета, потому мы понимали в каком направлении стоит двигаться. Они конкретизировали размах наших идей и указывали, в какой сфере деятельности наше решение должно применяться, и с помощью, каких технических средств. Наша команда работала над созданием системы мониторинга сельскохозяйственных угодий с использованием технологии дистанционного зондирования Земли.

На третий день была организована поездка в город Тольятти. Мы изучили конвейерные технологии производства на заводе «GM-Автоваз», встретились с представителями их кадровой службы, познакомились с условиями труда на производстве и получили приглашения на прохождение стажировки и дальнейшего трудоустройства. После обеда нас ожидала экскурсия на испытательный комплекс инжиниринга ПАО «Автоваз» и посещение автомузея.

На четвертый день мы отправились писать заключительный этап олимпиады. Для этого мы поехали в Самарский университет, где нас разместили в просторной лекционной аудитории. Программная инженерия и радиотехника писали вместе. Нам выдали бланки и в 11:00 мы преступили к работе. Задания отличались от отборочного этапа, так как в них уже не встречались вопросы теоретические или напрямую связанные с генерацией кода. В заключительном этапе требовалось проявить свои способности проектирования и навыки работы со схемами данных.

После обеда мы преступили к совершенствованию своих лидерских качеств в лабораториях лидерства. Суть курса заключалась в том, чтобы суметь в группе незнакомых людей настроить взаимодействие и решить интеллектуальную задачу за определенное время. Справлялись не многие, но само мероприятие проходило в очень разряженной обстановке, менторы курса всегда указывали на важность лидерского влияния и помогали находить оригинальные решения.

Вечером наша проектная команда уже преступила к подготовке выступления, которое нас ожидало на следующий день.

Пятый день мы посвятили изучению истории города Самара и отправились на обзорную экскурсию. Смотрели на Волгу, любовались архитектурой в историческом районе и удивлялись концентрации технических предприятий на территории города. После посещения музея «Самара Космическая» мы уже были готовы ехать защищать проекты, над которыми работали все это время.

На защите присутствовали представители ПАО «Автоваз», крупных Самарских стартап центров и научных кафедр Самарского университета. На защите нам требовалось представить: решение проблемы определенной индустрии, техническое обоснование и конкурентное преимущество разработки, каналы сбыта, расчет стоимости и методы реализации. То есть описать полноценный бизнес проект. Жюри грамотно подошло к оцениванию проектов. Вопросы были посвящены каждому разделу: техническому, инновационному, экономическому. Лишь та команда, которая подготовила жизнеспособный проект, смогла достойно представить его и ответить на все вопросы, могла победить в соревновании и получить призы от Автоваза. Таким проектом оказался проект «Умного светофора», который бы смог улучшить сложную транспортную ситуацию на дорогах.

Таким образом, олимпиада «Я – профессионал» стала для меня возможностью стать частью команды, обмениваться опытом с ее участниками и познакомиться с будущими коллегами, а также встретиться с экспертами промышленной и технической отраслей».