СтудВесна-2015: Задача студентов - интересоваться учёбой, а преподавателей – заинтересовать

Сетевое издание «KhabTIME», 15 апреля  2015 г.
А бывают ли студенческие группы, в которых посещаемость как в начальной школе – идеальная? А что касается первых пар, и говорить не стоит. Определённо – нет!

Во время занятий социальные сети наполнены студентами. Можно написать сообщение – и тебе ответят. Даже не смотря на то, что человек на паре. А выйти из дома в наше время без зарядки от телефона (дополнительного аккумулятора) – катастрофа. Неужели студенты не получают удовольствия от образовательного процесса, ходят на пары, чтоб их "отсидеть"?

А, может, дело в увлечённости предметом? Ведь единственный мотив, чтобы преподавать лучше или хуже – увлечённость самого преподавателя. Но пропадает вся увлечённость, если группа не замотивирована.

Складывается впечатление, что в вузах на парах все занимаются своими делами: кто в телефоне, кто книжку читает… Даже если они при этом слушают лектора. Как было выяснено у самих преподавателей, не все пытаются вовлечь в разговор "отключившихся" студентов. Некоторые предпочитают не вступать в спор со студентом. В таких случаях у большинства преподавателей теряется желание преподнести свою дисциплину интересно. Для чего студенты приходят на неинтересную ему пару? Ответ: "Я не хочу потом отрабатывать "н-ку". Этому ответу можно было бы удивиться, но удивляться не приходится, так как для российского студента это нормально. Все замечают такую тенденцию, если не в своих группах, то в вузах точно: не проявлять интерес, но продолжать сидеть.

У обучающихся тоже есть мнение на этот счёт. 

Студент Тихоокеанского государственного университета Евгений Паничев считает, что есть несколько причин незаинтересованности студентов: "Человек поступает на специальность и потом уже понимает, что она не интересна, а перевестись лень, некогда или не хочется из-за того, что подружился с одногруппниками. Вторая причина, на мой взгляд, студентам, в основном, не интересна сухая теория, которую преподаёт основная масса преподавателей. Сужу по себе, я практик, мне не интересно слушать, либо потому что и так все понятно, либо потому что совершенно ничего не понятно, не интересно. Третья причина – зачем учиться, если всё можно найти в Интернете. И ещё одна причина - рассеянное внимание из-за гаджетов: если у людей есть возможность незаметно сидеть в социальных сетях или играться в игрушечку, то они так и поступают, ведь эти "развлекушки" в телефоне на то и рассчитаны, чтобы привлечь к себе внимание пользователя, у преподавателя против армии маркетологов просто нет шансов".

А как оживают студенты, когда преподаватель говорит, что отпустит раньше.. 

Почему студенты, которые уже выбрали свою профессиональную сферу, не хотят учиться и хотят скорее приблизить диплом без знаний? Какие же специалисты совсем скоро выйдут на трудовой рынок?

Взять в пример иностранных студентов. Как отмечают преподаватели, иностранные студенты отличается от русских. Во-первых, они вежливее некоторых наших российских студентов, дисциплинированные, не грубят. Во-вторых, преподаватель для них - непререкаемый авторитет. В-третьих, если они поставили перед собой цель учиться, то они именно учатся, не прогуливают. Иностранные студенты трепетно относятся к учёбе, даже занимаются в библиотеках после пар. Они привыкли много трудиться. "Русским студентам ещё расти до такой сознательности", - делится один из преподавателей. Ну, конечно, и у наших, и у китайцев есть свои плюсы и минусы.

Правду говорят, не ценим того, чего много и того, что легко даётся. В 2014 году я попала на паралимпийские игры в Сочи. На трибунах собрались инвалиды с активной жизненной позицией. В перерыве между таймами я подошла познакомиться с некоторыми из них. Выяснилось, что ребята на инвалидных колясках постоянно учатся и самосовершенствуются. Один попал в автомобильную аварию, получил травму позвоночника… Однако парень не сдался. Работает, занимается спортом, ведёт общественную деятельность, получает второе высшее образование - один из многих примеров, когда инвалидная коляска не является приговором. Даётся это непросто, но человек нацелен на успех в профессиональном плане. Он уже не думает, как бы пораньше уйти с пар или не прийти вовсе, жадно берёт то, что ему дают. Одни имеют все возможности для получения образования и не пользуются ею, а другие, не имея всего этого, стремятся, ищут, находят и получают желаемое, не смотря на недуги, сложности и прочие обстоятельства, там, где другой человек сказал бы, что это невозможно.

Есть такие студенты, которых не волнуют даже "н-ки" в журнале. Тенденция эта общероссийская. Более четверти российских студентов несколько раз в месяц прогуливают занятия без уважительной причины, 53% делают это несколько раз в семестр, и лишь 20% учащихся никогда не пропускают занятия. Такие результаты показал всероссийский опрос портала Career.ru. Каждый второй студент (50%) убежден, что в системе образования имеются ненужные предметы, но их немного, почти каждый третий (30%) пожаловался на обилие лишних дисциплин. Возможно, это ещё одна причина пропусков занятий студентами.

Выпускница Дальневосточного государственного университета путей сообщения Екатерина Слесарева отмечает, что так было и так есть: "Во все времена были такие студенты, которым учёба не интересна. Подобные студенты моей группы старались не приходить, им было просто лень. Какой человек в учёбе, такой и в работе, и картина на производстве угнетает: "диванное настроение", к сожалению, в моде".

Следующий "вид" студентов – работающие студенты. От этого и пропуски. И притом работают студенты не по своей специальности (не практикуются), а устраиваются, к примеру, официантами ("Да мне там заплатят больше"). Порой работать для студента – это вынужденная мера, чтоб обеспечить себя и оплатить образование, помочь семье.

Мнением делится студентка Тихоокеанского государственного университета Вероника Диденко: "Поступая в вуз, я изначально не "горела" своей будущей профессией. Сейчас работаю не по специальности, пробую что-то новое. Закончить образование-то надо, раз поступила. Неизвестно, возможно, когда-нибудь оно мне и пригодится. Жизнь длинная. Тем более высшее образование сейчас нужно". 

Также считает 65% наших сограждан в 2015 году ("высшее образование является существенным подспорьем в построении успешной карьеры и осуществлении жизненных целей"), как заявил Всероссийский центр изучения общественного мнения. В 2013 и в 2011 годах процент был чуть выше – 72. 

"Высшее образование - это в любом случае неплохо, - считает редактор отдела образования и науки "Комсомольской правды" Александр Милкус. - На самом деле точно еще никто не доказал, что получать высшее образование по специальности, которая тебе не нравится - это плохо. Во-первых, семнадцатилетние желторотики в большинстве своем после школы вообще не представляют кем хотят стать. И что - им по улицам болтаться пока снизойдёт озарение? Поэтому мне нравится опыт Высшей школы экономики, где поощряют переход студентов после второго курса со специальности на специальность. В 19 уже народ малость поумнее, да и понят где и чему учится. Кому-то не нравится. Вот, пожалуйста, меняйся местами. Во-вторых, как ни крути даже в самом слабом вузе народу прочищают мозги и что-то доброе и светлое закладывают - уже неплохо. Я как-то разговаривал с высокопоставленными французскими чиновниками - мол, что это у вас за беспредел - любой желающий может поступить в вуз. Да и обучение бесплатное. Сколько же денег вылетает в трубу! Они мне так гордо: а это у нас одного из завоеваний Великой Французской революции - все кто хочет могут получить высшее образование. А потом не страшно, что все идут в вуз - через полгода народ отсеивается, а ко второму курсу остаются именно те, кто хочет учиться. Все здорово. Само по себе получение диплома - уже штука полезная. По крайней мере выпускник вуза не будет бросать мусор мимо урны. Но выход сегодня один - и его знают и развивают многие страны - делать гибкой систему послевузовского образования, развивать курсы повышения квалификации, переподготовки. Так происходит и в России. Главное, чтобы человек с дипломом бакалавра понимал: на этом его образовательный путь не заканчивается, а только начинается".

Вот что говорит о данной проблеме доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета Леонид Бляхер: "Незаинтересованность студентов сегодня связана отнюдь не с тем, что студенты "плохие" или им не то преподают, а с коренным противоречием между установкой на получение профессии и невозможностью, даже теоретически, предсказать, каковы будут требования к профессии через 4-5 лет. Отсюда потеря связи между обучением и трудоустройством. При этом образование остается условием трудоустройства. Соответственно, его нужно просто получить. Как? Неважно. Важен диплом. Можно ли решить эту проблему? Да, конечно. Просто понять, что образование дает не профессию, а новое качество личности. Личность же способна на освоение ЛЮБЫХ профессиональных навыков". 

Студентка Дальневосточного государственного медицинского университета Юлия Гранина согласна с актуальностью проблемы: "И в нашем вузе есть ребята, которые не увлечены учёбой, прогуливают, разрываются между работой и учёбой. А это будущие врачи! Нужно чтобы вам это не стоило, получить образование, а уже потом, когда у тебя есть диплом, идти работать".

А как считают респонденты? Фонд "Общественное мнение" провёл опрос: как вы думаете, что лучше для молодого человека или девушки – как можно раньше начать работать и зарабатывать деньги или прежде всего получить высшее образование? 57 процентов опрошенных ответили – "И для молодого человека, и для девушки – прежде всего получить высшее образование". 

Учёба только мешает работать. Зачем же идти на очное отделение, прогуливать его из-за работы, для того, чтобы оплачивать учёбу? Не дешевле пойти на заочное?

Студентка Хабаровской государственной академии экономики и права Ульяна Пичуева именно так и поступила: " Я пошла на "заочку", так как это образование намного дешевле "очки". Я не хотела принести головную боль семье, где взять деньги". 

На заочном выдают много информации в сжатые сроки. Студенты жадно записывают всё, что говорит преподаватель, на "очке" ситуация иная. Конечно, и на заочном образовании студенты так и ждут, когда преподаватель отпустит их пораньше, так как торопятся к семье.

А как в других городах? Мнением делится студентка Воронежского государственного университета Елена Тюрина: "Мне кажется, во всех вузах ситуация одинаковая. Во-первых, всегда есть студенты, которые приходят на пары за знаниями и те - кому нужен только диплом. На мой взгляд, это связано с коммерциализацией образования: у нас ведь даже далеко не самый умный выпускник школы может поступить в вуз на любую специальность, если у его родителей есть деньги. А видит ли студент себя в этой профессии? Об этом, на мой взгляд, мало кто задумывается в одиннадцатом классе. Главное ведь - поступить, чтобы «корочка» была. Во-вторых, у нашего поколения развито так называемое клиповое мышление, хотя и не так сильно, как у ребят, например, 15-17 лет. За собой замечаю, что через 15-20 минут уже лезу в телефон или планшет, хотя пара может быть безумно интересной. Но хоть я и сижу в Интернете, всё равно стараюсь слушать преподавателя. Правда, до сознания доходят всё равно обрывки, что объяснимо: нельзя одновременно делать два дела хорошо. В-третьих, проблема не только в студентах, но и в преподавателях. Если говорить о моем факультете - у нас почти все педагоги с большой буквы. Это люди, которым я бесконечно благодарна за то, чему они меня научили и как профессионала, и как человека. Я знаю, что могу подойти к любому из них и обсудить проблему. Знаю, что меня не оттолкнут, всегда протянут руку. Есть чувство плеча, что тебя защитят, тебе помогут, поддержат. Но такая ситуация, увы, исключение, чем правило. Мои друзья из других вузов жалуются, что молодые преподаватели проводят занятиях "для галочки", а корифеи - с грустью в глазах. Они видят, что будущая профессия интересна паре человек, остальные - зашли потусоваться. Безусловно, есть молодые преподаватели, у которых глаза горят, когда они заходят в аудиторию. Но, как мне кажется, это люди, у которых педагогическая жилка в разы сильнее коммерческой. Только таковых, увы, единицы".

Как пишут в газете "Солидарность" , сокращать сеть образовательных учреждений предполагается и далее. Так, по прогнозу Министерства экономического развития и торговли в 2016-2020 годах сеть филиалов вузов уменьшится на 80%, а самих университетов станет меньше на 40%». Меньше вузов - меньше мест. А процент тех, кому это нравится, станет больше. Останутся те, кому действительно нужно, кто будет бороться за образование. А не отсиживаться, потому что "прошёл". 

Всероссийский центр изучения общественного мнения опросил учащихся вузов на предмет отношения к учебе. Сами студенты неоднозначно оценивают изменения в этом аспекте: 36% полагают, что ситуация меняется к лучшему, 34% - к худшему. Но те, кто лишь наблюдает обучение в вузе своих близких или знает о ситуации в студенчестве лишь понаслышке, указывают на позитивные тенденции еще реже (30 и 15% соответственно).

На ежегодной конференции Высшей школы экономики (ВШЭ) помощник президента Андрей Фурсенко предложил министру образования и науки Дмитрию Ливанову полностью пересмотреть систему обучения. "Надо отойти от представления об университете как о простом продолжении школы",- призвал Андрей Фурсенко. Прежде всего необходимо перестроить систему преподавания в вузах. "Давайте честно говорить: большинство преподавателей в полупустом зале читают лекции, которые не меняются десятки лет,- заявил помощник президента.- Давайте попробуем сократить число лекций, а освободившееся время выделить для общей работы студентов и преподавателей". По словам Андрея Фурсенко, такая система поможет эффективнее расходовать ресурсы, - пишет газета "Коммерсант".

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что каждый должен начать с себя: студент – учиться на интересной ему специальности, помогать преподавателю, принимать активное участие в обсуждении, а преподаватель – завлекать студента, приводя примеры из жизни, из практики.

Евгения Верченова

http://khabtime.info/news/show/?id_blog=20473