70 лет на пути инновационного развития
70 лет на пути инновационного развития

История университета начинается со дня издания приказа народного комиссара путей сообщения от 8 сентября 1937 года об организации в Хабаровске института инженеров железнодорожного транспорта, в котором начало его строительства было определено датой 1 октября 1937 года. За годы становления и развития университет, основанный с целью подготовки инженерных кадров для железных дорог Дальнего Востока и Сибири, прошёл путь от рядового ведомственного учебного заведения до крупного транспортного учебно-научного комплекса.

С деятельностью каждого ректора связан определенный этап развития вуза.

В период с 1937 года по 1949 год вуз (тогда Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта - ХабИИЖТ) возглавлял начальник строительства, в последующем начальник института, Тимофей Александрович Павленко. В эти годы было построено общежитие, где размещались также учебные аудитории и лаборатории (сейчас это учебный корпус №2). Жизнедеятельность института проходила в очень тяжелые годы Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства. И тем не менее, задача открытия института, организации в нем полноценного учебного процесса была решена. Состоялось шесть выпусков молодых специалистов, которые сразу же включились в обеспечение бесперебойной работы железных дорог Дальнего Востока.

С 1949 г. по 1976 г. институтом руководил начальник, и затем ректор профессор Валентин Иосифович Дмитренко. В эти годы было завершено строительство институтского комплекса, в том числе главного учебного корпуса, лабораторного корпуса, общежития №2 и №3, спортивного корпуса с плавательным бассейном. Создан ряд новых факультетов, открыт полный спектр железнодорожных специальностей. Институт впервые заявил о себе не только как о кузнеце инженерных кадров, но и о своем научном потенциале,  направленном на решение актуальных проблем железнодорожного транспорта. В институте был организован инновационный подход в развитии и укреплении творческих связей с производством, предприятиями железнодорожного транспорта. Кадровое обеспечение работы транспорта Дальнего Востока и его развития подкреплялось научным сопровождением технического прогресса по принципу  «От идей - к научным школам, от научных школ - к производству». Впервые на Дальнем Востоке в институте был создан вычислительный центр, в учебный процесс и научные исследования начала внедряться вычислительная техника. Институт стал одним из передовых вузов отрасли.

В период с 1977 года по 1988 год ректором института был профессор Артур Григорьевич Тиличенко. В эти годы институт продолжал развиваться. Были построены общежития №4, в учебный процесс внедрялись программы непрерывной, математической, правовой подготовки. Трижды модернизировался вычислительный центр на базе ЭВМ новых поколений. Лаборатории и учебные аудитории оборудовались техническими средствами, что позволяло внедрить в педагогическую практику новые образовательные технологии.

Институт активно сотрудничал с железными дорогами. Получили признание железнодорожников научные предложения по внедрению ЭВМ в разработку графиков движения поездов, планов формирования, логистических принципов, взаимодействия с морским транспортом.

ПКТБ института выдало несколько серий высокопроизводительных путевых машин. За одиннадцать лет в институте было подготовлено 13 тысяч специалистов.

В ноябре 1988 г. конференция трудового коллектива выбрала ректором института Виктора Григорьевича ГРИГОРЕНКО, выпускника ХабИИЖТа, профессора, почетного железнодорожника и почетного гражданина города Хабаровска, вице-президента союза ректоров России. Под его руководством институт пережил кризисные годы социально-политических и экономических реформ. Причем не просто пережил, а продолжал развиваться.

Построены жилой дом для сотрудников, три общежития для студентов и малосемейных сотрудников, произведена реконструкция общежития №1 под второй учебный корпус, выполнен капитальный ремонт главного учебного корпуса, спортивных сооружений, построены базы оздоровления и отдыха для сотрудников и студентов под Хабаровском и в Приморье. Вуз стал одним из лидеров среди региональных и отраслевых высших учебных заведений в студенческой науке, спорте, художественном творчестве. Ежегодно на десятки миллионов рублей прирастали объемы научно-исследовательских работ в интересах производства. Создавались новые учебные подразделения и филиалы, открывались новые специальности.

Результатом проделанной работы стало сначала присвоение ХабИИЖТу в 1993 г. статуса Дальневосточной государственной академии путей сообщения, а в 1997 г. уже академии - статуса Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС).

В настоящее время ДВГУПС возглавляет избранный на конференции коллектива в ноябре 2007 года ректором доктор технических наук, профессор Борис Евгеньевич Дынькин, заслуженный энергетик РФ, почетный железнодорожник. Главной задачей университета остается кадровое сопровождение региональных магистралей, и в первую очередь - Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Из года в год в вузе увеличивается число бюджетных мест, а 60-70 процентов студентов при этом - с небольших станций. При университете в 1990 году был создан лицей, который решает задачу подготовить ребят «из глубинки» к поступлению в вуз. Примечательный факт: аппараты управлений и отделений железных дорог Дальнего Востока и Забайкалья на 90 процентов укомплектованы выпускниками ДВГУПС.

С каждым годом ДВГУПС укрепляет свои позиции не только в деле подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов транспорта, но и в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Сегодня ДВГУПС располагает мощнейшей научно-производственной базой, которая включает: проблемные научно-исследовательские лаборатории, научно-инженерные и научно-внедренческие центры, творческие коллективы кафедр, ряд сервисных подразделений и собственную издательскую базу.

Своё 70-летие в 2007 г. вуз встретил в роли ведущего технического вуза Дальневосточного региона. В рейтинге Министерства образования и науки РФ ДВГУПС занимает высокую позицию среди технических университетов страны и лидирующую - среди технических вузов Дальневосточного федерального округа. Университет - единственный в Хабаровском крае - со своей программой «Инновационный научно-образовательный транспортный комплекс Дальнего Востока России» в 2007 г. вошел в число 40 победителей федерального конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.