Многие, связавшие свою судьбу с транспортом, не задумываются о том, чем чревата общность понятий «транспорт» и «движение». А сущность материалистической теории как раз и заключается в том, что «движение есть форма бытия материи».

    Как писал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге», «нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения, движения без материи». В этом смысле транспорт, как и материя, первичен, не имеет границ ни в пространстве, ни во времени. Перемещение галактик, звезд, планет во вселенной, электронов вокруг ядер атомов, пространственный перенос электрического заряда, массы, импульса, энергии, энтропии или какой-либо другой физической величины, сокодвижение в растениях, циркуляция крови в живых организмах, и так далее, есть суть транспортных явлений. Стало быть, транспортные процессы были во все времена, и даже  до появления человека на земле.  И только тогда, когда зарождалось человечество, транспорт стал еще и продуктом деятельности человека, и одновременно средством развития цивилизации в том представлении, какое мы имеем о транспорте в настоящее время как способе перемещения товаров и людей. Транспорт является основой существования и развития общества во всех его сферах – социальной, экономической, политической.

    Поэтому не случайно инженерное образование в России получало развитие от транспортного образования.

    Историю творят личности.

    Развитие цивилизации, научно технический прогресс не происходят сами по себе. Их делают люди.

    Известно, что традиция государственного инженерного образования в России была заложена более трех веков назад по инициативе императора Петра I. Но самой замечательной датой в истории русского инженерного образования, пожалуй, является 20 ноября 1809 года, когда император Александр I подписал Манифест, учреждающий Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения.

    Стараниями выдающихся ученых и питомцев учрежденного института были созданы и получили дальнейшее развитие система русского инженерного транспортного образования, основы транспортной науки и многих других наук.

    Есть яркие имена в становлении и развитии транспортного образования, транспортной науки и техники. Среди них Августин Бетанкур – крупный ученый, инженер-механик, математик, строитель мостов и промышленных комплексов, педагог и практик, один из основателей инженерного, в том числе транспортного, образования в России. Павел Мельников – профессор, российский учёный-механик и инженер, автор проекта и организатор строительства железной  дороги  Санкт-Петербург - Москва, первый  министр путей  сообщения  Российской империи. Писатель Николай Гарин-Михайловский - инженер-путеец, изыскатель и строитель западного Транссиба.  Александр Ливеровский - инженер путей сообщения, строитель Амурской железной дороги и железнодорожного моста через Амур.  Орест Вяземский - инженер путей сообщения, строитель Уссурийской железной дороги. Лавр Проскуряков – профессор, автор проекта моста через Амур у Хабаровска, истинного инженерного чуда, удостоенного, как и Эйфелева башня, золотой медали в 1908 году в Париже на Всемирной выставке. Можно назвать десятки и других выдающихся личностей советского, досоветского и постсоветского периодов страны, внесших неоценимый вклад в развитие транспорта.

    Многое ли мы знаем о них? А знают ли о них студенты? Можно ли в университете увидеть их облики и изучить их великие деяния? Это же кладезь личностей, на примере которых надобно учиться, воспитывать студенческую молодежь. 

    А Великий Транссиб?! По скорости сооружения, объемам работ, по протяженности он не имел равных в мире. Это настоящий памятник таланту, мужеству и трудолюбию русских строителей. У сегодняшних студентов «железки» были славные предшественники – инженеры путей сообщения Великой России.

    80-летняя история  Дальневосточного государственного университета путей сообщения  - не только история  событий, фактов, но и людей, творивших эту историю. Они стояли у истоков зарождения вуза, на своих плечах несли тяжесть его становления и развития, осуществляли подготовку и воспитание высококвалифицированных специалистов для транспорта восточных окраин нашей необъятной страны.

    Иногда говорят и пишут о большой роли личности в истории образования государств, создания религий, и даже цивилизаций. Хотя  общеизвестно, что роль личности, вознесенная на пьедестал силой обстоятельств, бывает случайна и далеко не всегда пропорциональна интеллектуальным и моральным качествам самой этой личности.

    Другое дело, когда рассматривается роль выдающихся людей в истории развития науки, образования, культуры, изобретений. Здесь, как правило, имеет место скорее закономерность, чем случайность, и роль личности адекватна ее качеству.

    Хочу вспомнить имена ректоров ХабИИЖТа, которых уже нет в живых, но память о них жива. Это - Тимофей Александрович Павленко (был начальником института и руководил его строительством в 1937 – 1948 г.г.), Валентин Иосифович Дмитренко (1949 – 1976 г.г.), Артур Григорьевич Тиличенко (1977 – 1988 г.г.), Виктор Григорьевич Григоренко (1989 – 2007 г.г.). С каждым из них был связан определенный этап развития высшего учебного заведения, очередная ступенька его истории.

    Отдавая должное  памяти ушедших в историю ректоров вуза, нынешнее поколение руководителей и рядовых сотрудников университета, профессорско-преподавательский состав во главе с ректором Юрием Анатольевичем Давыдовым развивает  и преумножает лучшие традиции ХабИИЖТа, ДВГАПС, ДВГУПС, заложенные старшим поколением.

   Отдельной строкой в историю университета вошли профессора А.В. Дарков, Н.Я. Стефанов, А.В. Паталеев, А.П. Филин, В. И. Доронин, А.И. Турков, С.М. Гончарук, В.И. Строганов, создавшие каждый по своему направлению целые научные школы. Из этих школ  вышло новое поколение докторов и кандидатов наук, ставших костяком высококвалифицированного состава научно-педагогических работников вуза, воспитателей студенческой молодежи.

    Локомотивом развития вуза всегда был ректорат во главе с ректором. В ректорате генерируются основные направления деятельности коллектива. Не последняя роль здесь принадлежит проректорам вуза. В истории университета каждый из них оставил яркий след. Среди них Александр Сергеевич Яковлев, Михаил Захарович Криворучко, Григорий Емельянович Коротков, Николай Петрович Дениско, Константин Иванович Фоков, Виктор Алексеевич Бессонов.

    Можно было бы назвать деканов факультетов, заведующих кафедрами, профессоров и доцентов, внесших большой вклад в развитие университета, в разработку новых методик, открытие новых специальностей, создание современных учебно-научных лабораторий. Мы далеко не полностью используем в вузовской работе исторические примеры собственных научно-педагогических школ. Прошлый опыт еще нуждается в изучении  и обобщении.

    Гордостью университета является целая плеяда знаменитых выпускников, среди которых были общественные и государственные деятели (В.А. Пастернак, Л.В. Потапов, Ю.В. Домнин, И.И. Романов, П.Л. Морозов, А.Н. Соколов), министры и их заместители (Г.М. Фадеев, Э.С. Поддавашкин, А.С. Цыденов), руководители железных дорог и крупных предприятий (В.П. Бабенко, В.Б. Блажиевский, В.И. Довгяло, Ю.Г. Шиповалов, А.А. Стрельник, Н.К. Воробьев, М.М. Заиченко, В.И. Хохряков, С.В.Тишкин, Е.И. Осин, А.В. Гладилин), военачальники (Г.П. Горбачев, В.Ф. Подлужный, В.В. Евтушенко, А.Н. Костиков, А.Ю. Стусенко, А.В. Кем), композитор А.В. Новиков, писатель-фантаст С.А. Другаль, ректор М.П. Даниловский, депутаты Государственной Думы Российской Федерации Ю.Н. Березуцкий и Б.М. Гладких.

    И, конечно же, - тысячи подготовленных вузом специалистов: инженеров-технологов, строителей, эксплуатационников, инженеров-новаторов, инженеров-изобретателей, проводников научно-технического прогресса.

    Начало железнодорожного образования на Востоке России связано с созданием в Хабаровске в 1895 году железнодорожного училища, впоследствии ставшего техникумом железнодорожного транспорта.

     Рождение же инженерного вуза, первого в крае, было тесно связано с переменами, которые проходили в конце тридцатых годов на железнодорожном транспорте. Появились новые средства тяги, мощные паровозы, вагонный парк перешел на автосцепку. Дорога на Дальнем Востоке приросла новыми станциями и локомотивными депо. Был построен  второй главный путь. Для развития и эксплуатации обновленных железных дорог требовались высококвалифицированные кадры.

    Вот почему правительство страны решило основатьв Хабаровске институт инженеров железнодорожного транспорта. Это произошло как раз в 100-летний юбилей железных дорог России, в 1937 году.

    Путь инноваций, с опорой на традиции.

    Со дня основания и до настоящих дней ДВГУПС, принявший за основу своего поступательного  движения инновационный путь, уверенно поддерживает и развивает основы  транспортного инженерного образования. 

    Что же было сделано коллективом для отрасли, отраслевого образования и науки впервые, как говорится, с приоритетом  Дальневосточного государственного высшего учебного заведения путей сообщения? Какие инновации?

    Может быть, стоит начать с того, что во второй половине 50-х и начале 60-х годов прошлого столетия, когда вуз завершил запроектированное еще до Великой отечественной войны строительство зданий и передовой на тот период учебно-материальной   базы, появилась возможность по-настоящему заняться творческой работой. В институте было создано Проектно-конструкторское бюро, и творческий коллектив ученых и инженеров под руководством профессора Дмитренко В.И., в то время ректора ХабИИЖТа,  создал комплекс путевых машин для автоматизации и механизации тяжелого ручного труда путейцев. Комплекс не имел аналогов в стране.

    В ХабИИЖТе первым на Дальнем Востоке и среди  отраслевых вузов был создан вычислительный центр. На его базе началась компьютерная подготовка студентов, повышение научно-педагогической квалификации преподавательских кадров, решен целый ряд отраслевых научно-технических проблем. Среди них: алгоритм и программа комплексного  расчета плана формирования поездов; расчет  графика движения поездов; информационная система эксплуатационной работы железной дороги; исследования в области взаимодействия железнодорожного и морского транспорта, ряд других.

    На базе ЭВМ впервые среди  отраслевых вузов в ХабИИЖТе начали разрабатываться учебно-методические комплексы учебных дисциплин, электронные паспорта специальностей и учебных предметов. Это было первое поколение информационных систем, используемых для дистанционного образования. Впервые была разработана и внедрена трехуровневая система внутривузовского  управления качеством учебного процесса с использованием ЭВМ, заинтересовавшая педагогическую общественность всех отраслевых вузов.

    Впервые в отрасли на базе института и Дальневосточной железной дороги создано учебно-научно-производственное объединение (УНПО). Практически все научные исследования ученых вуза, выполняемых в рамках УНПО носили приоритетный характер в отрасли.  Наиболее важные из них: исследования и внедрение рекуперативного торможения при электротяге на переменном токе; исследования в области проектирования, строительства и эксплуатации инфраструктуры железных дорог в условиях вечной мерзлоты, в том числе БАМ; повышение надежности работы технических средств транспорта в условиях Дальнего Востока России. Приоритеты многих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ защищены авторскими свидетельствами и патентами.

    Много начинаний родилось в «железке» по линии студенческой инициативы, в том числе: первый студенческий строительный отряд «Энергия», первый вузовский театр, получивший звание народного, внедрена общественно-политическая практика.

    С точки зрения экономической ситуации в стране самыми трудными были 90-е годы. Но и они были полны творчества, инноваций, коренных преобразований учебного заведения. Из Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта вуз превратился сначала в академию, потом в Дальневосточный государственный университет путей сообщения.  

    Хочу остановиться лишь на решении научно-методических проблем и их результатах в эти годы, потому что именно они служат хорошим фундаментом для последующего развития. Главное то, что вуз сохранил фундаментальность и научность образования, его практическую направленность, научный потенциал и научные школы, курс на компьютеризацию, систему творческих отношений с железными дорогами, с производством.

    В1992 году вышел новый, уже российский, закон «Об образовании». Коллектив поставил для себя следующие задачи:

- создать действенную внутривузовскую систему повышения научной и педагогической квалификации преподавательского состава;

-  разработать эффективную  систему формирования студенческого коллектива;

- обеспечить присутствие вуза на мировом рынке образовательных услуг;

- расширить спектр образовательных программ и выйти за пределы сугубо транспортного образования;

-  модернизировать учебно-лабораторную базу на основе новейших достижений науки и техники:

-  поднять уровень социальных условий для обеспечения творческой  работы сотрудников  и студентов.

    Поставленные задачи, несмотря на экономический коллапс девяностых годов, успешно выполнялись. Причем многие начинания имели инновационный характер и приоритет среди транспортных вузов отрасли.

     Фундаментальность образования закреплялась внедрением программ непрерывной физико-математической, компьютерной, правовой, общественно-политической подготовки студентов. Практически все кафедры начали широко внедрять технические средства обучения на основе аудиовизуальной и телевизионной техники. Внутривузовский хозяйственный расчет, разработанный в ХабИИЖТе, обсуждался на отраслевом совещании ректоров.

     С целью повышения качества подготовки по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, выживаемости знаний, мотивации образования,  началась активная работа кафедр по профилизации учебных курсов. Многие преподаватели общенаучных дисциплин прошли обучение  общему курсу железных дорог.

    В начале 90-х первой среди транспортных учебных заведений в ХабИИЖТе была введена контрактная (целевая) подготовка студентов для железных дорог региона, разработана и внедрена оригинальная система формирования студенческого коллектива с места жительства и будущей работы специалистов. На базе головного вуза и его периферийных подразделений (в Чите, Тынде, Уссурийске) были открыты Лицеи (первые в отрасли). С целью профориентации и довузовской подготовки в большинстве линейных железнодорожных школ начали действовать специальные инженерные классы. Эти меры в совокупности с системой целевой подготовки специалистов в рамках УНПО обеспечили вузу широкую, всеобъемлющую помощь со стороны железных дорог региона в развитии учебно-материальной базы подготовки специалистов и социальной сферы.

    Институт первым в отрасли приступил к внедрению первого поколения Государственных образовательных стандартов. Значительно был расширен спектр  специальностей. ХабИИЖТ первым из отраслевых вузов начал  лицензирование бакалаврской и магистерской подготовки, тем самым обеспечив развитие системы непрерывного многоуровневого образования, а также выход на международный уровень.

    Активно начала действовать Ассоциация учебных заведений железнодорожного транспорта на Востоке России – прообраз нынешнего университетского комплекса. И тоже единственная такого рода ассоциация в отрасли на тот период.

     Произошли значительные изменения в области научных исследований и повышения научно-педагогической квалификации преподавателей. Расширилась тематика исследований, увеличился объем НИР и ОКР. Вырос научный потенциал сотрудников.

     Первая российская государственная аттестация института, в ходе которой проводилась проверка знаний, в том числе на выживаемость, по контрольно-измерительным материалам экспертов, дала беспрецедентные положительные результаты. Аттестационная комиссия признала, что вуз уже вышел за границы института и превратился в научно-методический центр Министерства путей сообщения на Дальнем Востоке.

    По ходатайству ученого совета, при поддержке аттестационной комиссии, Постановлением Правительства в 1993 году Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта был преобразован в Дальневосточную государственную академию путей сообщения.

     Характерно то, что мы первыми предложили преобразование института железнодорожного транспорта в академию путей сообщения. В самом наименовании содержалась возможность расширения спектра специальностей и направлений подготовки специалистов с выходом за рамки железнодорожного транспорта. Этому примеру последовали потом и другие вузы МПС.

    Следующий за этим период  был отмечен новыми преобразованиями, претворением в жизнь новых идей. К этому обязывал новый статус высшего учебного заведения. Это был самый показательный период в истории вуза. Начиная с 1994 года и до конца века, он занимал призовые места в соревновании среди вузов Министерства путей сообщения.

    Каковы главные вехи этого периода?

    Была проведена первая  структурная перестройка академии с упором на развитие периферийной инфраструктуры. Учебно-консультационные пункты вуза стали филиалами. Читинский филиал был преобразован в Забайкальский институт железнодорожного транспорта.

    Академия открыла десятки новых образовательных программ и получила лицензии по естественнонаучным, социально-гуманитарным, экономико-управленческим, техническим специальностям. Расширился спектр бакалаврских и магистерских программ. Причем ряд из них отсутствовал в других транспортных вузах; в том числе: физика и техника оптической связи, системы автоматизированного проектирования, инженерная психология, информационные технологии и системы, прикладная математика, социально-культурный сервиз и туризм, и другие. Вуз получил лицензии по таким направлениям бакалаврской и магистерской подготовки, как «Автоматизация и управление», «Телекоммуникации», «Электроэнергетика», «Электромеханика», «Экономика», «Коммерция», «Строительство», «Наземные транспортные комплексы и системы» и другие.

    Академия сделала значительный рывок в развитии международного сотрудничества. Совместно с университетом штата Аляска (Анкоридж, США) была разработана и внедрена международная Российско-Американская образовательная программа, которая была отмечена грантом Правительства США и по которой прошли обучение сотни российских студентов.  Академия установила регулярные академические обмены со многими вузами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Ученые вуза стали принимать активное участие в международных научных форумах. Ряд конференций прошли на площадках академии.

    Установлены тесные творческие контакты с Правительством Республики Саха (Якутия) в деле кадрового и научного обеспечения строительства и эксплуатации Якутских железных дорог.

    По спектру образовательных программ, специальностей и направлений подготовки, контингенту студентов, восстребованности специалистов, выпускаемых вузом, «остепененности» профессорско-преподавательского состава, компьютеризации учебного процесса и ряду других показателей академия уже «переросла» себя и соответствовала более высокому статусу. Постановлением Правительства от 13 марта 1997 года она была преобразована в Дальневосточный государственный университет путей сообщения.

     Ректорат уделял постоянное внимание росту научного потенциала кадров вуза. Впервые среди вузов МПС в ДВГУПС  была внедрена стимулирующая система оплаты ППС. Сработала система поощрения корпоративной принадлежности к транспортному образованию. Университет стал привлекательным вузом для ученых. На кафедры пришли из других вузов и НИИ доктора наук и кандидаты. Активизировалась собственная аспирантура и докторантура. К 2000 году в вузе работали уже около ста  докторов наук, профессоров и свыше четырехсот кандидатов наук, доцентов.

    В университете были созданы советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Ни в каком другом вузе МПС в то время не было такого разностороннего спектра научных направлений. Успешно работали пять диссертационных советов по научным направлениям философии и социологии, психологии, экономики, железнодорожным и физико-математическим наукам. В университете была создана стройная система подготовки научных кадров.

     В 2005 году в отрасли было реализовано предложение дальневосточного железнодорожного вуза, с которым он выступил еще в 1993 году: об интеграции транспортного образования путем соединения лицея, техникумов железнодорожного транспорта и университета в вертикально интегрированный университетский комплекс. К университету решением Правительства России были присоединены техникумы железнодорожного транспорта. Пришло решение преобразовать инфраструктуру периферийных учебных подразделений университета и создать на  основе соединения техникумов с действующими филиалами региональные институты железнодорожного транспорта. Так в составе университета появились пять периферийных железнодорожных институтов: Приморский, Сахалинский, Амурский, Байкало-Амурский и Южно-Якутский. Появилась система интегрированного образования. По примеру ДВГУПС поступили и другие вузы отрасли.

    Решением ученого совета проведены соответствующие статусу университета институциональные преобразования и в головном вузе. В результате укрупнения факультетов были созданы институты: «Тяги и подвижного состава», «Управления, автоматизации и телекоммуникаций», «Транспортного строительства», «Экономики», «Естественнонаучный», «Социально-гуманитарный», «Интегрированных форм обучения», «Электроэнергетический», «Повышения квалификации». Созданы новые факультеты:  «Воздушных сообщений», «Военного обучения» (в последствии преобразованный в институт), «Международного сотрудничества», «Довузовской подготовки», «Среднего профессионального образования».

    В связи с открытием ряда новых специальностей, в университете появились и новые кафедры: «Физика и техника оптической связи», «Социальная работа», «Психология», «Социально-культурный сервиз и туризм», «Системы автоматизированного проектирования», «Прикладная математика», «Информационные системы и технологии», «Менеджмент», «Коммерция» и другие. Многие из них в последние годы были преобразованы.

    Выполненные преобразования дали результат: в 2007 году, в год университетского десятилетия ДВГУПС, единственный в отрасли вуз, получил статус инновационного высшего учебного заведения. Его инновационная программа «Инновационный научно-образовательный комплекс на Дальнем Востоке России» была признана одной из лучших среди вузов России. Университетполучил грант в размере около полумиллиарда рублей.

    При разработке инновационной программы такого уровня впервые был применен проектно целевой подход.Программа состояла из пяти проектов, как то:  «Центр инноваций транспортного строительства в экстремальных природно-климатических условиях»; «Интерактивная технология обеспечения надежности и безопасности транспортных систем»; «Ресурсный центр развития транспортных технологий»; «Информационно-телекоммуникационные технологии»; «Инновационная  образовательная среда».

   Курс на опорный университет.

    Десять лет прошло с тех пор, как ДВГУПС получил общественное признание как инновационный вуз. История на этом этапе развития университета не останавливается. Обновленный ректорат делает очередной инновационный шаг. В октябре прошлого года Ученый совет вуза принял комплексную программу университета на 2017 – 2019 годы. Это будет новый этап с курсом на опорный транспортный университет в Дальневосточном Федеральном округе. Причем впервые взято направление на программно-ориентированное управление реализацией программы. 

     Новая программа развития университета согласуется с курсом Правительства страны на социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. Развивающаяся транспортная и энергетическая инфраструктура региона требует научного и кадрового сопровождения. Надежной опорой здесь может стать ДВГУПС.

     Ресурсы университета, его учебно-материальная база, уровень научно-педагогического персонала, работа, проводимая коллективом по интеграции науки, образования и производства, могут соответствовать основным требованиям и параметрам опорных транспортных вузов России, а именно:

- университет имеет сложившуюся инфраструктуру распределенного образовательного пространства в регионе.

- университет приобретает явные черты современного крупного транспортного научно-инновационного образовательного комплекса, и он может быть генератором инновационных образовательных, научно-технических идей;

- университет имеет высокий научно-педагогический потенциал докторов наук, профессоров, кандидатов наук, доцентов;

- университет имеет положительную  динамику развития по всем показателям (количество специальностей и направлений подготовки, объемы НИР, стоимость основных фондов, аспирантура, докторантура, диссертационные советы и т.п.);

- университет имеет современную базу информатизации, сертифицированную систему менеджмента качества, устойчивую связь с международными вузами, прочную систему партнерских отношений с производством, другими вузами.

     Мы можем победить в этой новой борьбе, потому что при определении стратегической цели нашей новой программы, выборе и обосновании задач и форм их реализации, за основу были приняты приоритетные направления развития экономики Дальнего Востока России, транспортное обеспечение развития его производительных сил и освоения богатейших природных ресурсов.

     В настоящее время как раз в Дальневосточном регионе создаются территории опережающего развития (ТОР), реализуются крупные транспортные программы (строительство железных и автомобильных дорог, аэропортов, нефте- и газопроводов, морских портов и мощных терминалов). В этой связи в программе, разработанной в университете на 2017 – 2019 годы, в качестве базовой была выбрана транспортная отрасль, кадровое и научное сопровождение  ее развития, поскольку она является системообразующей и решающей отраслью экономики Дальнего Востока.

     Университет, обладая высоким научным и образовательным потенциалом, в результате реализации разработанной им программы развития, способен оказывать долгосрочное влияние  на экономическую ситуацию в регионе, развитие транспортной отрасли,  совершенствование  содержания и организации высшего профессионального образования путей сообщения.

Сергей Иванилов, профессор,

советник ректора ДВГУПС

(первый проректор вуза в 1986 – 2007 гг.)